17.01.2018 Члены Православной епископской конференции в Германии во главе с ее председателем, митрополитом Германским Августином (Константинопольский Патриархат) в своем обращении к верующим призвали их к защите мира, свободы, демократии и прав человека. «На фоне религиозного экстремизма, во многих местах все более возрастающего, мы как христиане призваны прилагать все возможные усилия для защиты этих ценностей», — цитирует текст обращения "Крынiца.info" отметили епископы.
По словам иерархов, эти ценности согласуются с тем образом человека из Священного Писания и Предания Церкви: человек создан по образу Божию (Быт. 1:27). «И в способности людей свободно принимать решения мы видим одно из свойств этого божественного образа», — заявили епископы.
Иерархи подчеркнули, что «свобода является даром огромной ценности, обходится с которым нужно с полной ответственностью», а «ответственность неразрывно связана со свободой». По их словам, это касается всех сфер жизни, «в том числе к тому, как человеку прожить свою жизнь — в одиночку или в союзе, и, конечно, это также касается и поиска партнера».
Сославшись на «Гимн любви» из Первого послания апостола Павла Коринфянам, епископы отметили, что любовь ведет к совершенствованию личности и к познанию истины, что она является безусловным обращением себя к другому человеку. «Любовь целостна и динамична, она больше, чем просто «бабочки в животе». Она предполагает и воплощает слова Христа: «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19:5-6)», — заявили они.
В то же время иерархи признали, что сегодня многие молодые люди вступают в сексуальные отношения до брака. В связи с этим они отметили, что задача Церкви заключается в окормлении верующих духовными советами, а не в механическом формулировании правил. Отвергнув сексуальную вседозволенность, они призвали действовать ответственно и нести ответственность за свою сексуальность, сексуальность своего партнера, а также последствия сексуальной жизни. «Поэтому мы желаем, чтобы ваша любовь была увенчана церковным бракосочетанием, чтобы возникла христианская семья и чтобы вы научились чтить, защищать и поддерживать жизнь, в том числе новую развивающуюся жизнь. В связи с этим мы напоминаем, что эмбрион является человеческим существом с момента зачатия», — говорится в послании.
«Брак для человека, который верит в Иисуса Христа как Сына Божия, это нечто гораздо большее, чем мирское дело, и, очевидным образом, гораздо большее, чем свадебные торжества. Брак предполагает обещание верности на всю жизнь, а также, что супруги свяжут свой союз со Христом», — подчеркнули епископы.
По их словам, хотя Православная Церковь благословляет желание иметь детей и рассматривает ребенка как дар Божий, «однако и без детей брак свят и совершенен». «Мы считаем, что решение вопроса о количестве детей является необходимой составляющей ответственной христианской жизни», — сказали они, отметив, что для православных христиан аборт не может и не должен допускаться ни при планировании семьи, ни в иных случаях.
Касательно «межхристианских» браков, иерархи признали, что они способствовали встречам и взаимному знакомству, а также показали, что воспитание детей в уважении к различным традициям вполне возможно. Вместе с тем они подчеркнули, что такие союзы сталкиваются с определенными вызовами, в том числе не разрешен вопрос совместного участия супругов в святом причащении. «Мы все сталкиваемся с болезненной ситуацией, которая представляет собой богословский вызов. Следует это честно признать. Поэтому мы просим Бога помочь нам как можно скорее преодолеть разделение и найти путь к единству всех», — говорится в послании.
А вот в вопросах браков с нехристианами, где отсутствует общий христианский фундамент, а также могут возникать определенные конфликты, епископы считают приемлемым вариантом гражданский брак. «Он предоставляет юридическую защиту и гарантирует равенство прав супругов. Но для людей, которые верят в Бога и считают, что брак должен иметь Божье благословение, гражданский брак, как правило, недостаточен. Они стремятся к религиозной церемонии, которая свидетельствовала бы о том, что Бог благословляет их союз. Несмотря на то, что в нашей Церкви подобная церемония невозможна, поскольку основой для совершения таинства брака является вера в Триединого Бога, мы считаем такое стремление вполне оправданным», — заявили они, отметив важность окормления и межрелигиозных пар, если они в этом нуждаются.
В вопросе гомосексуальности и гомосексуальных отношений иерархи хотя и отметили важность открытого обсуждения этой темы, но подчеркнули, что «эта наклонность, как и любая другая физическая наклонность, преодолевается воздержанием, умерением необузданных страстей, целомудрием и аскетикой, которым мы учимся, например, во время поста».
«Бракосочетание гомосексуальных пар в нашей церкви невозможно. Вопросы в отношении людей с гомосексуальной ориентацией, остающиеся пока без ответа, должны решаться в рамках душепопечительства, такие люди должны тактично окормляться Церковью. Ибо все люди созданы по образу Божию, поэтому уважение, которое подобает образу Божию в человеке, следует оказывать всем людям», — заявили они.
«В обществе, где мы живем, постоянно происходят изменения. Мы одобряем те, которые, по нашему мнению, соответствуют духу Евангелия Иисуса Христа. Но сегодня традиционная семья сталкивается с радикальными вызовами. Верные заповеди апостола Павла фессалоникийцам: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:21), мы все, дорогая православная молодежь, неизменно призваны к свидетельству о православном учении о человеке, а прежде всего, к жизни в соответствии с этим учением. Нам представляется, что определение семьи как «малой церкви», как первичной клетки целостного организма Церкви, не утратит своего смысла и в будущем», — заключили епископы.