29.01.2007 В пятницу 26 января под сводами ярославского храма св. Николы Надеина начали работать художники-реставраторы. Их главная задача заключается в том, чтобы добраться до уникальных фресок, написанных сразу по окончании Смутного времени, при царе Михаиле Романове и его отце — Патриархе Московском и всея Руси Филарете.
Церковь св. Николы Надеина была построена в 1620-1622 годах на берегу Волги, куда, по преданию, волнами прибило икону Николая Чудотворца. Средства для возведения храма выделил богатый ярославский купец, «государев гость» Епифаний Светешников, который носил прозвище Надея. При царе Михаиле Федоровиче он был одним из крупнейших агентов по закупке товаров «для царского обихода». Поэтому, скорее всего, храм возводила артель мастеров, приглашенных из Москвы, куда Светешников регулярно ездил для присутствия в качестве именитого гостя на обедах у Патриарха и на посольских приемах у государя.
Поработали умельцы на славу – всего за пару лет в Ярославле появился первый после Смутного времени каменный посадский храм с двумя приделами, большим крыльцом и шатровой колокольней. Но главное, что внутри здания находились пять ярусов великолепных фресок.
«Вообще-то, после польского нашествия храмы расписывались редко, поскольку стоило это дорого и считалось роскошью, - говорит Елена Федорычева, научный сотрудник отдела древнерусских памятников областного историко-архитектурного музея-заповедника. - Но и купец Светешников был не из бедных. Поэтому церковь расписывала артель, возглавляемая опытными мастерами - костромичом Любимом Агеевым, ярославцем Стефаном Ефимиевым и нижегородцем Иваном Муравьем, под руководством которых трудились художники Василий Ильин, Севастьян Дмитриев и еще 15 коллег».
Их стараниями на стенах возникло великое множество сюжетов - история изгнания Адама и Евы из Рая, строительство Ноева ковчега, переселение евреев из Египта, Страшный суд. Были представлены также Русские цари и Ярославские князья. Но особое внимание уделялось житию святого Николая Мирликийского.
Сам Светешников, увы, недолго наслаждался видом храма, отстроенного на его деньги, поскольку разорился, был посажен в долговую яму и вскоре умер. Зато спустя полтора века прихожанином церкви св. Николы Надеина стал основатель первого русского театра Федор Волков, по рисунку которого был выполнен и установлен внутри новый резной иконостас. Впоследствии сам храм много раз перестраивался, теряя самые красивые архитектурные элементы. А вот уникальным фрескам повезло больше. Через полвека после появления церкви на них наложили еще один слой изображений, а в девятнадцатом столетии и он скрылся под новыми, слабыми с точки зрения специалистов росписями в ярко-ультрамариновых тонах.
Именно первоначальные фрески храма и восстанавливают сегодня художники-реставраторы. Ведь ценность шедевров, выполненных вскоре после Смутного времени, несопоставима с позднейшими слоями. Они, кстати, прилегают к стенам храма очень неравномерно. Где-то краску можно счистить обыкновенной кисточкой, а где-то приходится и попотеть, снимая ее буквально по миллиметрам.
Объем трудов предстоит немалый – чтобы достать до некоторых фресок, приходится забираться на шаткие деревянные настилы в трех метрах от пола. Однако работников вдохновляет уже раскрытое от записей первоначальное монументальное изображение св. Ильи Пророка.
Реставраторы планируют поработать в храме Николы Надеина до конца зимы. А на следующий год, если позволят финансы, появятся здесь снова.