02.05.2017 27 апреля 2017 года в Читательском клубе «Православная книга» на Погодинской состоялась встреча, посвященная выходу книги «Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль): Материалы. Воспоминания. Исследования». Книга вышла в свет в издательстве «Пушкинский дом».
В качестве ведущего презентации выступил Антон Висков, композитор, член-корреспондент Международной академии творчества, член Правления «Русского Православного Хорового Общества».
Книга посвящена богослову, выдающемуся регенту Русской Православной Церкви архимандриту Матфею (Мормылю). Более сорока лет отец Матфей руководил пением в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. За это время им была создана своя школа церковного пения, сделаны переложения большого числа песнопений на распевы, которые принято считать лаврскими, под его началом пели сотни студентов Московской духовной академии и семинарии. Многие из них, будучи в настоящее время священниками и архиереями, продолжают дело своего учителя в разных уголках России и всего мира.
Издание содержит беседу с о. Матфеем, воспоминания о нем его певчих и учеников, священнослужителей, звукорежиссера, а также исследование службы Великого Пятка, центрального богослужения Страстной седмицы, в редакции о. Матфея.
Во время презентации состоялся заинтересованный разговор, в ходе которого обсуждались трудные и радостные моменты, с которыми столкнулись составители и редакторы книги: музыковедческие и практические аспекты работы архимандрита Матфея как регента хоров Троице-Сергиевой лавры.
Со словом о новом издании к собравшимся обратился Александр Соколов, ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Составитель книги Николай Денисов, представляя издание, зачитал письмо, направленное участникам презентации протоиереем Михаилом Фортунато, знаменитым регентом, специалистом по истории и теории православного пения, профессором литургического музыковедения (Франция).
Уникальность издания определяется уникальностью личности о. Матфея, отмечают составители книги. Отец Матфей был разноплановым человеком, поэтому и в книге предстает разным.
Собравшиеся охотно делились воспоминаниями. Гости вечера, знавшие отца Матфея лично, говорили о нем как о скромном человеке, но, в то же время, неординарном. Эти проявлялось и в том, как требовательно он относился к работе с музыкальным материалом, к звучанию хора во время богослужения, и в том, как он принижал значимость своей собственной деятельности. Как он выбирал семинаристов в свой хор и как, по мнению окружающих, делал из них выдающихся исполнителей.
Интересными эпизодам из жизни отца Матфея поделился о. Николай Филатов, протодиакон Храма Христа Спасителя, участвовавший в свое время в хоре архимандрита. При выборе кандидатов в хор батюшка мог выбрать не столько талантливых, сколько «профнепригодных», которые впоследствии выходили из хора о. Матфея выдающимися исполнителями. Отец Николай и другие участники встречи отмечали его особый молитвенный настрой в управлении хором во время богослужения, приводя слова отца Матфея о том, что регент должен не просто дирижировать, а должен молиться во время богослужения.
По словам Алексея Пузакова, руководителя Московского Синодального хора, личность отца Матфея, это огромный мир, через который каждый, кто встречался с его творчеством, находил свой путь к Богу и духовной музыке.