24.03.2017 Глаза быстро ко всему привыкают. Так и те, кто давно живут в областной столице, уже, наверняка, не замечают этого странного и эклектичного архитектурного ансамбля, где святыни соседствуют с шиномонтажом, автостоянкой и салоном красоты для животных. А ведь когда-то это был красивейший ансамбль: колокольня — копия самой первой в Вологде, и две Владимирские церкви: теплая и холодная. Самая древняя их них, свидетельница времен Ивана Грозного.
Территория была огорожена, на входе стояла часовенка, саму церковь называли той, "что у Пороховой башни«, которая стояла на перекрестке нынешних Ленинградской и Октябрьской. Все переменилось в советские годы. В 30-ые приход закрылся, а в здание старинного храма въехала гребешково-пуговичная фабрика.
Иерей Сергий, настоятель храма Сретения Владимирской иконы Божией Матери: «Этот пол — тоже современность. Это тоже задел суппорта под станки. Здесь стояло промышленное оборудование, представляете? Старожилы вспоминают, что тут постоянно гул, стук стоял... Культовое место, конечно, было осквернено».
Были и другие конторы — на стене церкви до сих пор висит табличка. Хотя загадку аббревиатуры МПСМ РСФСР СПКТО "РосАСУстром« разгадать никто не смог. Величественное здание поделили на три этажа. От бывших багетных мастерских, стекольных студий здесь до сих пор в руинах можно найти забытые вазы, вешалки, старые стулья. Все стены, перегородки — в 16-ом году, когда храм вместе с колокольней вновь перешел РПЦ, пришлось ломать.
Василий Изотов, помощник настоятеля храма Сретения Владимирской иконы Божией Матери: «Когда мы сюда впервые зашли, он мало походил на храм — только снаружи. Тут были коридоры, кабинеты, не было такого вдохновения. А как только начали расчищать все, стали понимать, что это действительно храм. Все строительные перегородки были вынесены. Сами понимаете, когда людям дают такую святыню, они горы готовы свернуть. Тут все сделано руками простых людей».
Сюда проник свет, появился доступ к своду купола. Но пора восстанавливать храм — медлить нельзя, с каждым годом кровля все сильнее ветшает, фундамент проседает, а кладка продолжает рушиться. Полное восстановление Владимирской церкви может обойтись в 50 миллионов рублей. Надежда — на государственную программу по поддержке религиозных объектов — а ведь это памятник федерального значения. Но, чтобы войти в нее, необходимо создать проект реставрации. Он тоже дорогой — около миллиона — но сумма все же более подъемная. Сейчас идет поиск инвестора, помочь при сборе средств может каждый.
Неравнодушные заходят сюда каждый день. Несмотря на то, что пока Владимирская церковь — это лишь маленькая комната, приспособленная под службы. Но прихожане верят, изменить это реально. Ведь не каждому в жизни дается шанс построить храм.