21.10.2016 С минаретов, пристроенных в османский период к собору Святой Софии в Константинополе, вновь будет звучать азан — обращенный к мусульманам призыв муэдзина к молитве.
Должность муэдзина при бывшем соборе Святой Софии была создана в 1936 году, но оставалась вакантной в течение многих лет. Теперь с четырех минаретов Айя-Софии будет звучать голос муэдзина пять раз в день, пишут турецкие СМИ, которые цитирует греческое информационное агентство "Ромфея".
Другой провокационный шаг турецких властей, отмечает агентство, — это решение назначить постоянного имама в Айя-София. С 1935 года на протяжении многих лет этот пост также оставался вакантным.
В соответствии с решением муфтия района Фатих, которое опубликовано агентством Free Press, новый постоянный имам будет нести ответственность за проведение всех исламских молитв в бывшем соборе Святой Софии.
В июле прошлого года Коран был прочитан внутри Софийского собора впервые после того, как служивший с середины XV в. мечетью храм Святой Софии при Кемале Ататюрке стал музеем.
Решение о назначении имама и муэдзина в храм-музей Айя-София было принято 29 сентября 2016 г., но известно об этом стало только в настоящее время.
Примечательно, что новый шаг в направлении превращения собора Святой Софии в действующую мечеть был предпринят в тот же день, когда Реджеп Тайип Эрдоган, выступая перед главами сельских администраций в Анкаре, поставил под сомнение Лозаннский мирный договор 1923 года, на основании которого были определены современные границы Турции.
«Они (т.е. противники Турции в Первой мировой войне — "Седмица.Ru") вынудили нас к подписанию Севрского договора 1920 года и уговорили подписать Лозаннский договор в 1923 году. Кое-кто пытался обмануть нас, представляя этот договор как победу. Но всем все понятно. В Лозанне мы отдали Греции острова в Эгейском море, крик с которых слышен на нашем берегу. Там есть наши мечети и наши святыни. Мы до сих пор боремся за шельф. Эти проблемы возникли из-за тех, кто сидел за столом в Лозанне и не смог защитить наши права», — заявил Эрдоган, впервые отважившийся на столь резкую критику в адрес Ататюрка.