17.02.2016 Научная конференция «Утерянные и сохраненные святыни Высоко-Петровского монастыря» состоялась 16 февраля в Государственном историческом музее (ГИМ). В форуме приняли участие представители братии и прихожан Высоко-Петровского монастыря, сотрудники ГИМ и их коллеги из других музеев, студенты православных вузов.
Свое слово на открытии конференции наместник Высоко-Петровского мужского монастыря игумен Петр (Еремеев) начал с выражения глубокой благодарности музейному сообществу. «После закрытия нашего монастыря в 1920-е годы большинство ценнейших памятников истории и культуры были утеряны, большинство икон были просто сожжены. Но ряд икон был сохранен благодаря работникам музеев, которые иногда с риском для жизни старались спасти памятники искусства», -- сказал он, обращаясь к сотрудникам ГИМ, филиалом которого Высоко-Петровский монастырь стал в 1924-1929 гг. От имени братии монастыря игумен Петр подарил музею копию иконы святого покровителя обители – святителя Петра, митрополита Московского. Директор ГИМ Алексей Левыкин с удовлетворением отметил, что конференция продолжает ряд церковно-научных форумов, которые уже не один год проходят в главном историческом музее страны.
Новая сторона взаимодействия ГИМ и возрождающихся московских монастырей открылась в начале 1990-х. Людмила Тарасенко, заведующая отделом древнерусской живописи ГИМ, рассказала о том, что в это время 11 икон из Исторического музея были переданы в Петровский монастырь, наряду с другими реликвиями (иконами, фрагментами фресок, Кийским крестом), которые нашли свое место в монастырях и храмах Москвы. Нельзя сказать, что иконы «вернулись» в обитель: ряд крупных икон из ГИМа происходил явно из других храмов и монастырей. Однако про несколько икон, которые хранятся в Историческом музее, известно, что они поступили именно из Петровской обители (кстати, теперь, после принятия закона «О музейном фонде» 1996 г., их уже нельзя, как раньше, просто вернуть на место). Что же касается списков чудотворных Толгской и Казанской икон Богоматери, а также «Утоли моя печали», то по косвенным сведениям сотрудники ГИМ установили, что эти памятники, с большой долей вероятности, поступили в свое время из Высоко-Петровского монастыря. Эти иконы были выставлены в зале, где проходила конференция.
Почему так трудно определить, откуда именно происходят реликвии, куда они делись после закрытия монастыря большевиками? Ответом на этот вопрос стали два доклада. Лариса Шорина, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Высоко-Петровского монастыря назвала свое сообщение «Об истории фонда из Высоко-Петровского монастыря», однако более-менее целостного фонда как раз и не существует, он только собирается по крохам: исследовательница по разным архивам ищет документы, которые могут пролить свет на историю обители. По ее словам, пока можно составить лишь фрагментарные представления о жизни монастыря с момента основания, причем по большей части – косвенно, на основании каких-то казусов. Так, из переписки по поводу сбежавшего послушника можно понять, кто был настоятелем и в какое время… Л. Шорина считает первоочередной задачей физическое сохранение и оцифровку тех немногих документов, которые все же сохранились и буквально «рассыпаются в руках». В целом необходимо многоракурсное исследование всех сторон жизни одной из древнейших обителей Москвы, а также комплексное изучение ее уникального архитектурного ансамбля, подчеркнула докладчица.
Марина Тугус, научный сотрудник отдела письменных источников (ОПИ) ГИМ, сделала сообщение об истории Высоко-Петровского монастыря в ХХ веке по материалам ОПИ ГИМ. Она представила редкие фотографии и еще более редкие описи церковного убранства, которые составлялись сотрудниками ГИМ в тот короткий период 1924-1929 гг., когда им было позволено работать в национализированной обители, которая тогда называлась «монастырь-музей». В 1929 г. с памятников монастыря сняли «высшую категорию» ценности, что позволило устроить в храмах и корпусах электромеханический цех, склады, булочную, шляпную мастерскую и общежитие чуть ли не на 600 человек. Белокаменные резные надгробия были свалены грудой на дворе. Далее отношение властей к монастырским памятникам менялось: в 1943 г. были проведены первые раскопки (отчеты пропали); с 1947 г. – обитель переходила из ведомства в ведомство, пока наконец в 1959 г. не расселили всех жителей и не начали масштабную реставрацию монастырского ансамбля. С 1962 г. Высоко-Петровский монастырь опять стал филиалом ГИМ, вплоть до возрождения монашеской жизни в обители в начале 1990-х гг.
Эксперт Минкультуры РФ Мария Николаева рассказала о безвозвратно утраченных иконостасах храмов Высоко-Петровского монастыря. В конце XVII в. над ними работали самые известные мастера Оружейной палаты: Тихон Филатьев, Кирилл Уланов, Михаил Милютин и др. По документам РГАДА исследовательница попыталась реконструировать состав этих иконостасов и авторство некоторых образов. «Иконостасы Петровской обители – это важнейшая часть русской художественной культуры, они стоят в ряду барочных иконостасов последней трети XVII в., которые признаны уникальным явлением русского искусства», -- сказала М. Николаева.
Председатель общества церковных звонарей Игорь Коновалов тоже предложил вариант реконструкции. Ему удалось выяснить, что два колокола Петровской обители (1543 и 1663 гг.) сейчас находятся, соответственно, в Коломенском (в музее) и в Новодевичьем монастыре. И. Коновалов предположил, что до возведения в конце XVII в. надвратной колокольни у древнейшего храма обители -- святителя Петра была построена двухпролетная звонница – «фрязь арочная». Эту гипотезу смогут подтвердить или опровергнуть археологические исследования, выразил надежду докладчик.
В том, что археологические работы в Высоко-Петровском монастыре будут продолжаться, заверил собравшихся главный археолог Москвы Леонид Кондрашов. А замначальника департамента Министерства культуры РФ Дмитрий Сергеев пригласил всех заинтересованных на ежегодные конференции «Археология и общество», где большинство тем связано с церковной археологией. В свою очередь, наместник Высоко-Петровского монастыря сообщил, что вскоре будет проведена специальная конференция, посвященная археологии древней обители.
После завершения дискуссии у участников конференции была возможность познакомиться со святынями Высоко-Петровской обители, которые сегодня находятся в выставочных залах и запасниках ГИМ.