06.11.2015 В базилике Рождества Христова в Вифлееме проходят реставрационные работы. Восстановлены в первозданном виде деревянные двери XIII века, которые отделяют притвор от нефа церкви, и мозаики XII века с изображениями ангелов в нефе, сообщает официальный сайт латинского Иерусалимского патриархата.
Старинные двери храма - подарок армяно-киликийского царя Хетума I, который он сделал базилике Рождества в 1227 году. Двери украшены изображениями креста и элементами орнамента, выгравированными на металле, а также надписями на арабском и армянском языках в верхней части.
Армянская надпись в переводе звучит следующим образом: "В 676 году дверь Пресвятой Богородицы создана усилиями отца Авраама и отца Аракела в правление армянского царя Хетума, сына Константина. Боже, милостив будь к создателям (этой работы)".
Арабская надпись в переводе гласит: "Эта дверь была завершена с помощью Аллаха, Велик Он, во дни господина нашего султана аль-Малика аль-Муаззама в день (месяца) Мухаррам в 624 (1227) году". Аль-Муаззам упомянут в надписи потому, что он был исламским правителем Палестины во время создания дверей.
После прохождения через деревянные двери в неф базилики посетители могут увидеть ряд мозаичных работ на верхних частях северных и южных стен, которые восходят к XII веку. В частности, сохранились изображения 6 ангелов, расположенных между окнами. Первоначально было 12 ангелов из которых осталось 7. В марте прошлого года седьмой ангел был обнаружен под слоем штукатурки. Реставраторы считают, что мозаика была покрыта штукатуркой в XIX веке из страха, что она будет уничтожена или может осыпаться. Мозаики создал в 1169 году миниатюрист Василий Пиктор - его имя обозначено на мозаике с изображением третьего ангела на северной стене.
Также сохранилась мозаика в средней части южной стены, которая представляет собой имена предков Иисуса по Евангелию от Луки (3: 23-38), а мозаики в средней части северной стены представляют собой генеалогию Иисуса в соответствии с Евангелием от Матфея (1: 1-7). Сегодня можно видеть только изображения и имена семи земных предков Христа, написанные на латыни.
Кроме того, южные и северные стены содержат тексты на греческом и латинском языках, окруженные геометрическими формами, листьями аканта, подсвечниками и курильницами. Эти тексты представляют собой постановления Вселенских и местных Соборов.