28.10.2015 26 октября 2015 года в московском Доме книги состоялась открытая встреча с председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном (Шатовым).
Что значил цивилизационный выбор святого князя Владимира и что он значит для нас сегодня, в чем заключается подлинная радость жизни — эти и многие другие вопросы обсудили участники встречи, посвященной 1000-летию со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира.
«Если говорить о последствиях выбора святого князя Владимира, то, наверное, здесь, в Доме книги, можно долго перечислять писателей, поэтов, которые вдохновлялись христианскими идеалами и создали великую русскую литературу», — отметил епископ Пантелеимон в начале беседы. По его словам, выбор святым князем Владимиром православной веры избавил наших предков от многих языческих заблуждений и предопределил исторический путь России.
«Этот шаг князя Владимира приобщил нас ко всему богатству мировой культуры, — сказал епископ Пантелеимон. — Все доброе, что было в мире, сфокусировалось в понятии православной веры, и было воспринято нашим народом».
По свидетельству архипастыря, Господь, придя на землю, призвал людей к покаянию, дал возможность покаяться в грехах и измениться, а также соединиться с Богом в Таинстве причастия. «Таинства покаяния и причастия соединяют человека с Богом, и жизнь его преображается, — сказал викарий Святейшего Патриарха Кирилла. — Я видел много таких примеров среди своих прихожан, когда человек менялся подобно тому, как изменился князь Владимир: из человека заблудшего и грешного он становился удивительно добрым, радостным и спокойным, полностью менялась его жизнь».
У князя Владимира до принятия им крещения были сотни наложниц и несколько жен, он приносил человеческие жертвы, жестоко мстил за себя и воцарился в Киеве, убив своего предшественника. «Мы видим, как радикально изменилась жизнь князя после принятия крещения: боялся казнить преступников, боялся нарушить библейскую заповедь "не убий", кормил всех, приходивших к нему на пир, посылал возы с продовольствием больным и убогим, — напомнил епископ Пантелеимон. — Два сына князя Владимира — Борис и Глеб — стали первыми святыми на Руси. В этом году мы отмечали 1000-летие убиения Бориса и Глеба, которые показали пример сопротивления злу добром, которые не осмелились поднять оружие на своего брата и предпочли лучше погибнуть, но не начинать братоубийственную войну. Это пример, который актуален и для нас в XXI веке».
Духовник православной службы помощи «Милосердие» напомнил, что в Церкви создается множество организаций, которые помогают нуждающимся. «У нас в службе "Милосердие" 1,5 тысячи добровольцев, которые ходят в больницы и детские дома, помогают людям. Среди них есть не только церковные люди, но и неверующие или верующие других конфессий. Церковь пытается соединить все добрые силы общества, чтобы люди узнавали любовь и радость жизни, а радость жизни заключается в том, чтобы жить для других», — сказал епископ Пантелеимон.