Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Диакон Андрей Кураев считает фильм «Остров» честной картиной о Православии

22.11.2006 Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев оценил фильм Павла Лунгина "Остров" как честную, отрезвляющую картину о Православии, главной удачей которой является точное понимание смысла святости.

"Остров" - это кино не елейного Православия. Это очень человечный, очень неожиданный и честный фильм, без педалирования чудес и экзотики", - поделился отец Андрей своими впечатлениями от фильма в интервью "Интерфаксу".

Ранее, по его мнению, кино, пытаясь говорить о церковной жизни, изобиловало "низкокачественными агитками, экран сочился елеем, от "церковно-китайского языка" терялась способность думать, и наступала какая-то сладкая речитативная медитация".

"И вот, наконец, появляется фильм - как репортаж о реальной церковной жизни, со всем тем, что в ней есть. Наши странные святые, иногда более чем близкие и понятные земные, приземленные батюшки, и все это - вместе", - отметил отец Андрей.

Одним из главных достоинств фильма "Остров" отец Андрей назвал "очень правильное понимание пути святости".

"Святой - это не инопланетянин, а грешник, который, в отличие от других людей, знает правду о себе и научился с ней, этой горькой правдой, жить. Но грешники, которые не хотят быть тождественными этой правде, такие люди и становятся святыми", - подчеркнул отец Андрей.

Он не согласился с мнением, что фильм П.Лунгина может быть воспринят как "лубок о Православии" для неофитов, светской невоцерковленной публики.

"Это отрезвляющий фильм, а совсем не неофитский. На мой взгляд, он как раз антинеофитский. Это честный фильм, сделанный очень целомудренно, без всяких внешних чудес. Чудеса происходят с людьми, а не с иконами или камнями, никто по воздуху не летает", - отметил отец Андрей, добавив, что лично его поразила "скромность некоторых сцен фильма", например, исцеления бесноватой девушки - "никаких лая, летающих теней - никакой готики в дурном смысле этого слова".

Снявшиеся в "Острове" актеры, которых большинство зрителей привыкло видеть в иных амплуа, по мнению А.Кураева, точно попали в монашеские образы.

"Надо заметить, что и с бытовой, и с речевой, и с образно-психологической точек зрения все сделано удивительно достоверно. Если бы я встретил этих людей, с такими глазами, в реальных монастырях, я бы ни на секунду не усомнился в том, что это отнюдь не ряженые батюшки", - заявил богослов.

Само по себе появление в российском кинематографе "такого точного" фильма о православном монашестве, как "Остров", и его успех у светской аудитории, по мнению отца Андрея, не означает каких-либо "культурологических сдвигов в кинематографе - просто, как всегда, в огромном потоке попсы вдруг иногда появляются талантливые вещи".

На один художественный и духовный уровень с "Островом", по его словам, может быть поставлен фильм Владимира Хотиненко "Мусульманин". Необычность же нынешней ситуации, считает отец Андрей, в том, что подобных фильмов появилось сразу два - почти одновременно с "Островом" на экраны вышел "еще более пронзительный фильм - "Живой".

"Живой" - это как раз пример совершенно удивительного православного кино, в котором святые ругаются матом. До сих пор только персонажи фильма "Догма" пробовали так делать в порядке стеба, но здесь это не стеб. Однако чтобы понять заложенные в "Живом" православные идеи, к примеру, мытарства сорокового дня, его следует смотреть очень внимательно", - отметил отец Андрей.

ИНТЕРФАКС-Религия/Седмица.Ru

Редакция текста от: 22.11.2006 00:00:00