Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

В Эстонии прошли третьи Пюхтицкие чтения памяти схиигумении Варвары (Трофимовой)

15.12.2014 Третьи Пюхтицкие чтения прошли 11-12 декабря в Пюхтицком Успенском ставропигиальном женском монастыре, сообщает сайт обители. Международная научно-практическая конференция проводится по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и посвящена памяти схиигумении Варвары (Трофимовой) (1930-2011), настоятельницы Пюхтицкого монастыря с 1968 года и до своей кончины. Привычным стало и второе название этой конференции – Варваринские чтения.

Возглавил чтения епископ Воскресенский Савва. В работе конференции приняли участие 49 докладчиков из Эстонии, России, Украины, Белоруссии и Швеции. Доклады участников международной конференции были объединены темой «Культурно-исторические традиции православия».

Как сказала во вступительном слове научный куратор конференции д.п.н., профессор, монахиня Сергия (Комиссарова), контингент авторов в этом году отличается особенным разнообразием: от академика до школьника. Разнообразна и тематика докладов, имеющая теоретический, информационно-методический и практический характер. Основным системообразующим положением, объединяющим материалы конференции, является представление о православных ценностях, традициях, составляющих на протяжении тысячелетий незыблемое основание для формирования и воспитания Личности.

Первый день конференции начался с молебна в Успенском соборе монастыря и торжественного открытия конференции.

Пленарное заседание открылось докладом настоятельницы Пюхтицкого монастыря игуменьи Филареты (Калачёвой) на тему «Испытание послушанием».

В докладе протоиерея Евгения Горячева, преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии «Основные принципы формирования гражданской позиции в современном российском обществе: тупики и перспективы» очерчена проблема выбора современной молодёжи: путь конформизма (поступай, как все) или нравственного тоталитаризма (поступай так, как тебя заставляют), или путь к Небесному отечеству, которое выше отечества земного; в докладе засл. учителя РФ, преподавателя русского языка и литературы гимназии № 171 (Петербург) Ирины Лазаревой «Духовное воспитание на уроках русского языка и литературы и внеклассной работе» были изложены педагогические приёмы, с помощью которых, ученики приходят к пониманию нравственной ответственности не только за свои поступки, но и за помыслы. Тема выбора прозвучала в докладе к.п.н., профессора Владимира Пашкевича (Минск) «Духовно-нравственное самоопределение современной молодёжи: представление, стратегии, ценности»: уклонение от выбора ведёт к нравственному инфантилизму.

12 декабря пленарное заседание продолжилось выступлениями участников круглого стола. Речь в этот день шла о проблеме формирования системы принципов православной педагогики. Епископ Савва в начале заседания коснулся темы готовности учителей в светской школе преподавать основы православной культуры и готовности учеников воспринимать их. Он обратил внимание на то обстоятельство, что основы православной культуры нередко преподают те же педагоги, которые специализировались на преподавании «Светской этики». В данном случае вопрос стоит не просто о методической перестройке, а о базовом мировоззрении, которое по методическому циркуляру перестроить невозможно. То есть без взаимодействия с Церковью преподавание «Основ православной культуры» не будет ни полным, ни результативным. В этом тоже, наверное, кроется причина того, что в прошлом году в Московской области только 27% школьников выбрали как предмет «Основы православной культуры». Ведущая круглого стола профессор Марина Захарченко (СПб) добавила к сказанному, что выбор учащихся затрудняется отсутствием поддержки в некоторых семьях, где опыт православной традиции отсутствует или носит условный обрядовый характер. И, напротив, – дети из семей с устойчивым православным бытом осознанно выбирают в школе предмет «Основы православной культуры».

В Петербурге процент учащихся, выбравших «Основы православной культуры» составил более 40%. Здесь следует отметить, что представленные учителями из Петербурга учебно-методические разработки вызвали интерес у всех участников конференции. Так, к.п.н., доцент Тамара Берсенева (СПб) продемонстрировала образец урока «Основы православной культуры» для 4 класса по теме «Милосердие». Это – аудиовизуальный урок, в котором рассказывается о безруком с рождения иконописце Григории Журавлёве, который писал иконы, держа кисть в зубах. Рассказ сопровождается песней-притчей «Калека». Стоит заметить, что в Успенском соборе Пюхтицкого монастыря также имеется икона кисти Григория Журавлёва.

Методику Вятской православной гимназии во имя преп. Трифона Вятского (г. Киров) представила на конференции к.ф.н., доцент Елена Мошкина. Этот практический курс преподавания «Основ православной культуры» базируется на традиции классического образования в современной православной школе и тоже отличается увлекательной для школьников динамикой изложения, яркой аудиовизуальной формой и профессионально продуманной психологической конструкцией приёмов преподавания. Эти методики разрабатывались в тесном сотрудничестве с Церковью.

В центре зала на протяжении всей конференции стоял портрет почившей настоятельницы обители схиигумении Варвары, украшенный цветами. Перед тем как перейти к завершающим конференцию мероприятиям, игуменья Филарета с сёстрами исполнили духовные канты, посвящённые схиигумении Варваре, прозвучали стихи монахинь в память о матушке, с которой, как сказала иг. Филарета, «мы разлучены телесно, но духовная связь остаётся неразрывной».

Далее состоялись презентации двух книг. Из Пюхтицкой серии – книга «Пюхтицкий монастырь и его блаженная старица Екатерина». Это издание представляла составитель книги монахиня Тихона. И вторую книгу – «Послушница Матери Божией» представил её автор, московский писатель Александр Нежный.

По завершении презентации состоялось открытие комнаты-музея памяти Патриарха Алексия II и схиигумении Варвары (Трофимовой). В постоянной музейной экспозиции представлены детали облачение Патриарха и схиигумении, предметы личного пользования, прижизненные печатные издания, фотографии и письма. Особый интерес вызывают записные книжки схиигумении Варвары с её размышлениями и наставлениями. При выходе из музейной комнаты стоит сундучок с конфетами от матушки.

Завершилась конференция панихидой памяти схиигумении Варвары.

Редакция текста от: 15.12.2014 19:44:01