15.11.2014 9 ноября 2014 года по благословению митрополита Томского и Асиновского Ростислава в Музее церковной истории и археологии города Томска открылась выставка «Томско-Нарымская голгофа. Опыт духовного сопротивления на Томской земле». Экспозиция посвящена священнослужителям и мирянам, принявшим подвиг исповедничества и мученичества за христианскую веру.
Выставка, посвященная жизни Томской епархии в советский период, подготовлена Екатерининским малым православным братством при поддержке Томского мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД» и Томского областного историко-просветительского общества «Мемориал».
Посетители смогут познакомиться с историями людей, явивших своей жизнью пример глубокой христианской веры перед лицом гонений и репрессий на Томско-Нарымской земле. В числе их архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский), архиепископ Крымский и Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий), епископ Рязанский и Шацкий Иувеналий (Масловский), митрополит Томский и Сибирский Димитрий (Беликов), священномученик протоиерей Константин Шаховской, новомученица Татиана Гримблит и другие. Выставка повествует не только о судьбах священников, но и о подвиге простых мирян.
Представляя выставку, председатель Екатерининского братства О.О. Глаголев отметил: «Чему мы можем поучиться у этих людей? Тому, как быть стойкими перед лицом зла. В этом отношении эти люди были такими же, со своими немощами, но их опыт особенный. За своей верой они увидели зияющую дыру зла и, заглянув в это зло, смогли в него шагнуть со Христом. И оно в конечном итоге расступилось».
В своих скромных домах они укрывали священников, монахов и прочих «врагов народа», не пожелавших снять с шеи креста. По церквям собирали средства и передавали посылки заключенным. Надежда Стаценко, экскурсовод выставки, рассказывает: «Люди сидели одинокие, некому их даже было посетить. Страшно представить — очутиться в другом городе в таких условиях! И они получали посылки от таких простых прихожанок, как Мария Егорова и Татиана Гримблит». Благодаря смелой вере прихожан и сбору подписей, в 1943 году были открыты Троицкая церковь и Петропавловский собор, в которые были переданы сбереженные ими церковные ценности: несколько десятков икон, книги и другие предметы. Казалось, не оставалось никакой надежды, но верность Церкви ее чад возвратила богослужебную жизнь в томские храмы.
«Умение, которое от исповедников веры, от новомучеников нужно нам перенять — это умение дружить, дружить во Христе, — подытожил Олег Глаголев. — К сожалению, в наше время это очень плохо удается, а у них получалось. На предыдущей нашей выставке было удивительное свидетельство об одном священнике, который в 30-е годы начал исповедовать, причащать, крестить, совершать богослужения. Удивительно, но при бессчетном количестве расстрельных статей этот священник умер в 60-е годы своей смертью. Все эти годы за ним охотилось НКВД, милиция, а он ходил только по Челябинской области. Вы представляете, что такое с 30-х по 60-е годы так ходить, когда сами священники горько шутили: "Где двое или трое собраны — один из них стукач?" Это значит, что никто не предал. И это не была жизнь в норе, когда можно спрятаться в подполье и всю жизнь там в страхе просидеть, а это была жизнь полноценная».