29.01.2014 28 января 2014 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя в Москве в рамках Рождественских чтений состоялась научная конференция «Традиции исихазма: от преподобного Сергия Радонежского к святителю Феофану Затворнику».
Работу форума возглавил председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент.
В своем приветственном слове владыка Климент обратил внимание на то, что исихазм расцвел в России благодаря прп. Сергию Радонежскому и его ученикам и последователям. Так, святой Пафнутий Боровский, хотя не был близок преподобному Сергию по земной жизни, но по духу был продолжателем его традиции умного делания, устроения монашеской жизни. Многие подражали прп. Сергию, и до конца XVII столетия монашество развивалось, не прерывалась традиция безмолвия.
Петр Первый секуляризировал общество и нанес удар по монашеству. Первая попытка систематизации исихазма принадлежит свт. Игнатию Брянчанинову. Более полное изложение исихазма сделал свт. Феофан Затворник, который был тесно связан с афонскими аскетами и многое из духовной практики перенял у них. Анализ святоотеческих текстов дает основание считать его проповедником исихазма. Святитель провозглашает внутреннее и решительное отречение от мира для большего внимания к внутреннему миру, затем призывает непрестанно молиться, не увлекаясь внешними приемами, но старясь достичь умной молитвы — от ума и сердца. Борьба с помыслами и непрестанное совершенствование, достижение глубокого внутреннего безмолвия для полного соединения с Богом — это путь святости по свт. Феофану Затворнику, к которому призван каждый христианин.
Епископ Скопинский и Шацкий Владимир отметил актуальность темы конференции в связи с юбилеем прп. Сергия Радонежского в 2014 году и свт. Феофана Затворника в 2015 году. Преподобный Сергий не оставил письменного наследия, но оставил целую школу учеников, которые распространили по всей Руси принципы монашеской жизни. И в XIX веке написал цикл работ по христианской нравственности свт. Феофан Затворник, заключительно произведение из которого — «Путь ко спасению» — энциклопедия духовно-нравственного совершенствования. Святитель также полагал существом христианской жизни богообщение: регулярно прибегая к таинству покаяния, непрестанно творить молитву, только от нее есть «жизни духа». По мнению владыки Владимира, конференция свидетельствует о повышении интереса к исихазму и будет способствовать дальнейшему изучения творений свт. Феофана.
На конференции выступили:
Также В.В. Каширина провела презентацию книги «Крест иноческой жизни» из серии «Библиотека Вышенской пустыни». Составителем книги является игумения Вера (Ровчан), настоятельница Успенского Вышенского монастыря. В новом издании представлены воззрения свт. Феофана Затворника на женское монашество.