17.01.2014 В Лозаннском и Женевском университетах (Швейцария) состоялся 3-дневный международный форум «Апокриф ”Жизнь Адама и Евы” и адамические традиции в религиозной литературе и искусстве».
Это уже 4-й по счету коллоквиум, организованный Европейской Ассоциацией исследователей апокрифической литературы. Он был связан со знаменательным событием в научном мире – публикацией в 2013 г. в серии Corpus Christianorum Series Apocryphorum нового критического издания «Vita latina Adae et Evae. Synopsis Vitae Adae et Evae Latine, Graece, Armeniace et Iberice» («Жизнь Адама и Евы на латыни. Синопсис Жизни Адама и Евы на латыни, греческом, армянском и грузинском языке»).
В форуме приняли участие исследователи в области изучения апокрифов, такие как Джон Дж. Коллинз Й. Докхорн, Ж.-Д. Кестли, а также специалисты по раннехристианской литературе из Швейцарии, Бельгии, Франции, Сербии, Хорватии, Грузии, Армении и др.
Основное внимание в докладах выступавших уделялось первоисточникам, различным версиям и древним переводам апокрифического памятника. Были сделаны сообщения по следующим темам: «Дохристианский Адам. Адамические созерцания в период Раннего иудаизма», «Описание падение сатаны в ”Жизни Адама и Евы” и у Иринея Лионского: одно сопоставление», «Грузинская версия апокрифа “Жизнь Адама и Евы”», «Бедствие Адама и помощь Гавриила: сказания о древнеперсидском флоте как основа сюжета», «Диалектный перевод “Жизни Адама и Евы” в старейших глаголических рукописях из Хорватии», «Псевдоэпиграфическое повествавние об Адаме и Еве в древнеславянской литературной традиции» и др.
Кроме того, ряд докладчиков выступили с темами, связанными с междисциплинарным изучением апокрифа и его богословского и общекультурного влияния в истории христианских народов и иудейских общин. Это, в частности, сообщения «Образ Адама во фрагментах из сочинений Феодота-гностика», «”Жизнь Адама и Евы” и Евангелие от Никодима», «Повествования о жизни Адама и предписание о праздновании субботы у эфиопских иудеев», «”Жизнь…” в трактате “Пирке де рабби Элиезер”» и т. д.
Несколько сообщений были посвящены гипотетическому влиянию апокрифа на некоторые хадисы Корана и на средневековую арабскую литературу в целом.