23.05.2013 В Египте в коптском монастыре Дейр-эль-Суриан (Вади-Натрун) открылась уникальная библиотека, в собрание которой входит богатая коллекция христианской литературы I тысячелетия.
Коптский Патриарх Тавадрос II, возглавивший церемонию открытия, рассказал о собрании, которое содержит многочисленные произведения на коптском, сирийском, эфиопском, арабском и греческом языках.
В их числе — полное издание гомилий епископа Якоба из Батнэ, созданное в 956-957 гг. В настоящее время проводится реставрация этой ценной рукописи, затем должна выйти цифровая версия.
Новая библиотека своим возникновением во многом обязана британскому политику-консерватору Элизабет Собчински, которая основала в 2002 г. «Levantine Foundation», занимающийся сохранением раннехристианской литературы Ближнего Востока.
Благодаря Собчински, в заново оборудованном здании библиотеки монастыря, построенном в X в., теперь существует современная система контроля температуры и влажности, устроены реставрационная мастерская и читальный зал. Собчински планирует также обучать мастерству реставраторов молодых египетян.
Дата основания монастыря Дейр-эль-Суриан неизвестна. Исследователи предполагают, что он был открыт в VI в. К началу VIII в. обитель купила группа проживавших в Каир=Каире сирийских купцов из Тикрита и предоставила ее монахам своей общины. В 927 г. один из монахов Дейр-эль-Суриан – Мосе из Нусайбина – поехал в Багдад, чтобы добиться у халифа Аль-Муктадира освобождения монастыря от налогов. На обратном пути он приобрел в Месопотамии и Сирии 250 ценных рукописей, которые в настоящее время составляют основу в коллекции монастыря.
В XVIII в. Юсуф Ассемани приобрел в Дейр-эль-Суриане для Папы Климента XI 40 манускриптов, которые в настоящее время находятся в Библиотеке Ватикана. В 1839 и 1851 г. г. Британский музей смог раздобыть более 500 сирийских манускриптов из Дейр-эль-Суриана.
Изучение монастырской коллекции рукописей помогло составить новое представление о трудах Аристотеля, Гиппократа, Евклида и др. древних авторов, которые ранее были известны только в переводах XIII в. на латинский язык, сделанных с арабских текстов.