16.05.2012 Шиитско-суннитское противостояние в ближневосточном регионе вызвано политикой США, считает научный сотрудник Российского института стратегических исследований Александр Кузнецов.
"Одной из главных проблем, стоящих перед исламской шиитской общиной на Ближнем Востоке, является обозначившаяся в последнее время тенденция усиления шиитско-суннитского противостояния. Представляется, что значительную роль в разжигании этого противостояния играют внешние силы, прежде всего США", - пишет политолог в статье, которую публикует в среду газета "НГ-Религии".
По его оценке, американская стратегия на данном этапе заключается в том, чтобы перенаправить легитимный протест арабских масс против диктаторских режимов в сторону межобщинного конфликта.
"Этот тренд заметен в Ираке, где после прихода американских войск началась шиитско-суннитская гражданская война, и в Сирии, где выступления вооруженной оппозиции против режима Башара Асада интерпретируются как борьба суннитского большинства против господства шиитов-алавитов", - пишет автор.
Вторым фактором обострения шиитско-суннитских противоречий он считает соперничество Ирана и Саудовской Аравии.
"Влияние геополитики отчетливо прослеживается на примере прошлогодних и нынешних событий в Бахрейне, где движение шиитского большинства за демократизацию интерпретируется консервативными монархиями Персидского залива как "иранский заговор". Саудовские духовные лидеры периодически издают антишиитские фетвы", - говорится в статье.
А.Кузнецов предположил четыре возможных сценария развития событий. Во-первых, возможно расширение суннитско-шиитских противоречий и их перерастание в полномасштабный политический, а затем и военный конфликт. Площадками такого конфликта могут стать нестабильный Ирак, где в 2005-2008 годах фактически уже имела место гражданская война между двумя общинами, а также Бахрейн, Йемен и Ливан.
Второй сценарий, считает эксперт, заключается в перехватывании суннитскими движениями политической инициативы. Победа партии "Братья-мусульмане" на выборах в Египте и протестное движение в Сирии, все более приобретающее религиозную окраску, могут привести к образованию надгосударственного "нового халифата". Новое образование неизбежно будет зависеть от внешних сил, враждебно настроенных к шиитам.
В роли таких сил могут выступать либо консервативные монархии Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар), либо Турция, провозгласившая курс неоосманизма. Установление саудовского господства в Сирии, являвшейся в Средневековье центром суннитского халифата Омейядов, имеет для саудитов большое символическое значение.
"Третий сценарий - оптимистический для шиитов. Он реализуется в случае, если события "арабской весны" перекинутся на страны Аравийского полуострова. Победа шиитов в Бахрейне и в восточной провинции Саудовской Аравии эль-Хаса вкупе с шиитским доминированием в Ираке могут превратить Персидский залив в "шиитское нефтяное озеро", - заключил А.Кузнецов.