12.05.2012 У историков и археологов появилась реальная возможность найти место затопления колоколов Соловецкого монастыря, утраченных в 1923 году при невыясненных обстоятельствах. В июле из Петербурга отправится очередная экспедиция, сообщает МТРК «Мир».
Местонахождение 50 затонувших колоколов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря остается тайной уже почти 90 лет. Собраны десятки документов, состоялось несколько поисковых экспедиций. В 2006 году в Белом Море были обнаружен колокол Анзерского скита Соловецкого монастыря, однако поднять его не удалось.
Через несколько месяцев из Петербурга стартует еще одна экспедиция, самая масштабная. Исследователи говорят, на этот раз шансы обнаружить колокола необычайно велики.
Идея отыскать затонувшие колокола Соловецкого монастыря у руководителя Комплексной Северной поисковой экспедиции Сергея Голубева появилась еще в 2000 году. За это время образовалась группа энтузиастов, которые по крупицам собирали информацию. Пару лет назад на месте предполагаемого затопления, недалеко от острова Песья Луда, даже провели водолазные поиски.
«Просто так гонять водолазов безрезультатно, нужно оборудование - магнитометр, локатор бокового обзора, телеаппаратура», - говорит Сергей Голубев.
За помощью поисковики обратились к государству. С аппаратурой, эхолотами, специалистами, кораблями и водолазами обещали помочь МЧС и морская сейсмическая экспедиция МГУ.
«Хотелось бы, чтобы поиски колоколов стали делом государственной важности. Церкви трудно искать колокола, нужны силы ВМФ, МЧС», - говорит настоятель церкви в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (Чесменской) протоиерей Алексей Крылов, также принимающий участие в поисковых работах.
Существует две версии, почему почти 90 лет назад затонула баржа, увозившая из разоренной Соловецкой обители, преобразованной в Соловецкий лагерь особого назначения, снятые со звонниц древние колокола. По одной из них, она затонула во время шторма. По второй, судно с ценным грузом затопили специально, чтоб монастырские колокола не попали на переплавку.
«Дело касается не просто колоколов, это достояние государства, Русской Православной Церкви. Многим из этих колоколов по 500 лет», - подчеркивает Сергей Голубев.
К путешествию в Белое море почти все готово, но есть одна проблема: не хватает горючего для кораблей. Участники проекта ведут переговоры с топливными компаниями. Если все сложится удачно, в середине июля экспедиция отправится к Соловецким островам .
По данным архива, всего на Соловках было 55 колоколов: 42 висели в Кремле, пять — в Троицком скиту, восемь — на Голгофе.
В период становления советской власти на секретном заседании ВЦИК был озвучен план по заготовке колокольной бронзы — каждая республика и область получала ежеквартальную разверстку на ее заготовку. В течение нескольких лет плановым порядком было уничтожено почти все, что православная Русь создавала несколько столетий. В научных исследованиях составлены подробные описания всех исчезнувших колоколов.
Сейчас в Соловецком музее — только два колокола, в том числе легендарный «Благовест».
История соловецких колоколов берет свое начало с каменного «клепала» — творения одного из основателей монастыря Зосимы. При знаменитом Филиппе Колычеве, начавшем строительство исполинских сооружений, которые дожили до наших дней, были отлиты «великие» колокола. Самый большой из них весил 173,5 пуда. В 1600 году из 600 пудов меди, пожалованной Борисом Годуновым, с добавлением 100 пудов меди монастырской был вылит колокол «Борисович». В 1762 году он был перелит, весил уже 995 пудов и был назван «Преображенским», а в 1774 году с прибавкой монастырской меди его вес был доведен до 1100 пудов. Вторым на Соловках был колокол «Литийный» в 527 пудов, затем — «Полиелейный» весом в 284 пуда и «Вседневный Соборный» — в 283 пуда.
Обрывается история колоколов 1923 годом. С тех пор о соловецких колоколах ничего не известно.