03.05.2012 Русская Православная Церковь и страна сегодня стоят перед теми же вызовами, что и в Смутное время, считает патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев).
"Уроки Смутного времени и его преодоления актуальны в наши дни, когда Россия подвергается похожим соблазнам и принимает соответствующие вызовы. Мы снова видим враждебные действия, направленные на подрыв наших духовных ценностей, ослабление государственности, мы снова замечаем смятение в умах, отказ определенной части общества от собственного национального достоинства, поиск спасителей за пределами России", - сказал патриарх в четверг на слушаниях Всемирного русского народного собора в Москве.
По его словам, как и прежде, противостоять этому может "только единство российского общества, из которого нельзя исключать и власть".
"Это единство должно быть основано на верности нашим духовным и нравственным традициям, а значит, на Русскую Церковь возлагается особая ответственность. Церковь не существует изолированно от народа, ведь православие - душа России, а разделение души и тела в нашем земном мире означает смерть", - подчеркнул патриарх.
"Сейчас, как и четыреста лет назад, от нас вновь требуют, чтобы мы не вмешивались в дела мирские. Нам говорят: не лезьте в общество со своей верой, этикой, культурой. Нам предлагают замкнуться в себе, якобы предостерегая от обмирщения. Нас предупреждают, что если мы не замолчим, то нам будет хуже, что в этом случае наши храмы будут осквернены, а иконы поруганы", - сказал он.
Как отметил предстоятель, пример патриарха Гермогена, которому были посвящены соборные слушания, оставляет Церкви единственно возможный выбор.
"Этот выбор - гражданское действие, которого мы не должны избегать и бояться. Не должно быть ни страха, ни сомнений на этом пути, ибо защита своей паствы и созидание народной жизни на христианских началах являются неизменным долгом нашей Церкви во все времена. И в мирные тихие дни, и в дни решающего исторического выбора Русская Церковь всегда была и будет со своим народом", - подчеркнул он.
Предстоятель напомнил, что и к патриарху Гермогену в Смутное время слуги интервентов приступали со словами: "Почто вмешиваешься в дела мирские? Твое дело за Церковью смотреть". Однако, продолжил он, Русская Церковь "исполнила свой христианский долг, призвала и привела к спасению Отечества", и это урок "для нас и для всех поколений православных людей".
Патриарх Кирилл также посетовал, что имена тех, кто послужил спасению страны в Смутное время, "практически изглажены из народной памяти".
"Это время явило нам великих христианских подвижников и безвестных героев русского сопротивления: заточенных в узах патриархов Иова и Гермогена, переживших многомесячную осаду келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия Палицына, архиепископа Смоленского Сергия, замученного интервентами епископа Тверского Феоктиста, претерпевшего пытки епископа Коломенского Иосифа. Кто из соотечественников, даже среди интеллигенции, кроме историков-специалистов, знает сегодня эти имена и вспоминает этих героев?" - спросил он.
Как подчеркнул патриарх, именно Церковь в Смуту стала "главным интегрирующим фактором русского общества", а Троице-Сергиева лавра превратилась в крупнейший в стране центр помощи раненым и больным, "своего рода главный военный госпиталь". На протяжении 1611 года на исцелении в обители находилось более 10 тыс. человек.
Он напомнил, что именно патриарх Иов предупредил народ об угрозе Смуты в случае изгнания государя и возведения на престол авантюриста, он первым назвал Лжедмитрия самозванцем и предал вождей переворота анафеме.