09.02.2011 Православная Церковь встречает искреннее и полное понимание со стороны властей Узбекистана, заявляют в пресс-службе управления Ташкентской и Среднеазиатской епархии.
"С первых дней провозглашения независимости Республикой Узбекистан и с исчезновением советской атеистической идеологии Православная церковь в Средней Азии всегда встречала искреннее и полное понимание со стороны государства. Больше того - она всегда получала всю необходимую поддержку и в своей духовной, и, что немаловажно - в хозяйственной деятельности", - говорится в комментарии пресс-службы к выступлению патриарха Кирилла на последнем Архиерейском Соборе.
Патриарх тогда заявил: "Правительство Узбекистана в своей религиозной политике отдает приоритет традиционным религиям. Принятый в 1998 году "Закон о свободе совести и религиозных организациях" и политика власти направлены на пресечение деятельности как радикальных течений, прикрывающихся именем ислама, так и псевдохристианских сект. Мы благодарны руководству Узбекистана за внимание к церковной жизни".
В то же время он констатировал, что "существует и ряд сложностей: так, имеет место запрет на миссионерскую деятельность, невозможно организовать православные общеобразовательные школы, есть трудности с регистрацией новых приходов", однако "можно надеяться, что данные проблемы будут разрешены через конструктивный диалог с органами государственной власти".
В управлении епархии отмечают, что закон Узбекистана "О свободе совести и религиозных организациях" действительно запрещает миссионерскую прозелитическую деятельность. "Данная особенность закона вызвана нарастанием в "лихие девяностые" XX века экстремистской пропаганды в республике. В результате во избежание нарастания деструктивных процессов, что вполне понятно, и был наложен запрет, который коснулся абсолютно всех религиозных организаций", - поясняют в пресс-службе.
При этом, подчеркивают в епархии, закон не запрещает просветительской работы с православным населением на территории храмов, хотя и не допускает включения религиозных дисциплин в учебные программы светской системы образования.
"По этой причине религиозные организации и не могут создавать в Узбекистане общеобразовательные учебные заведения. При этом следует знать, что практически на каждом приходе республики существуют воскресные школы и для детей, и для взрослых, где вполне свободно ведется разговор о духовных ценностях православия", - говорится в комментарии.
Касаясь трудностей, связанных с регистрацией, пресс-служба епархии приводит данные, согласно которым за период с 2008 по 2010 год в Узбекистане было зарегистрировано два православных прихода. Столько же ждут своей очереди на регистрацию.
"Если говорить о сложностях регистрации, то они имели и имеют вполне объяснимые объективные причины, поскольку со стороны государственных органов Республики Узбекистан при рассмотрении пакета документов, поданных для регистрации, проводится весьма тщательная проверка подлинности сообщенных сведений. Все это легко объяснимо и абсолютно логично в свете того, что многие сектантские организации сообщали в учредительных документах необъективные или, проще говоря, лживые сведения, а также скрывали противозаконный характер своей деятельности", - поясняют в епархии.
Ташкентская и Среднеазиатская епархия учреждена в 1871 году и объединяет приходы и монастыри на территории Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Она имеет 40 храмов, молитвенных домов и монастырей. В 2011 году епархия отметит 140-летие. К этой дате обновляются храмы, намечены и уже проводятся праздничные мероприятия.
В Узбекистане в настоящее время осуществляют свою деятельность более 2200 религиозных организаций 16 различных направлений. Из них мусульманских организаций свыше 2000, или порядка 92% от общего количества. Кроме того, в республике зарегистрированы 159 христианских организаций, 8 еврейских общин, 6 общин бахаи, одно общество кришнаитов и один буддийский храм.