Обсуждение статьи "САРВИЛ ЭДЕССКИЙ"

д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2488
Дата регистрации: 08.11.2014
Тождественность двух пар святых
01.12.2015 01:22:51

Речь о Сарвиле и Вивее Эдесских (15 окт.) и Фифаиле и Фивее (5 сент.).

Опускаю многие предварительные рассуждения (вроде того, что "Полный месяцеслов Востока", с опорой на разные и многие источники, либо приводит (как 29 января) три имени - Сарвил, Фафуил и Вевея, либо двух, а третьего в таком случае отдельно - в разные дни это пара Сарвил и Вевея плюс отдельно Фафуил, либо Фифаил ("на самом деле Фафуил") и Фивея плюс отдельно Сарвил. Вевея названа то сестрой Сервила, то сестрой Фафуила.

В календаре английского варианта портала "Православия.ру" 29 января ( http://orthochristian.com/calendar/20150129.html ) греческая память Сарвила и Весеи приведена так:

> Martyrs Sarbelus [Thathuil] and his sister Bebaia, of Edessa (98-138) (Gr. Cal)

В "Житиях" Макария Симонопетрского, т. 1, с. 681, под 15 октября к житию Сарвила и Вевеи - сноска:

> Под 5 сентября в Синаксарях помещена та же самая статья, где, однако, Сарвил именуется Фафуилом (Фифаилом).

Справедливости ради замечу, что в русских житиях (по 2 строчки каждое) в одном его перепиливают, а её убивают ударом в шею, в другом - обоим отрубают головы.

Вывод, думаю, не требует комментариев. В статьи "Сарвил Едесский" и "Вевея Эдесская" нужно 1) добавить память 5 сентября, 2) информацию от идентичности святых и все варианты имён (Сарвил, Сарвел, Фафуил, Фифаил; Вевея, Вивея, Фивея, Варвая)) со ссылками и объяснениями. В статье "Вевея" объединить двух святых и их памяти. Статьи "Фивея, мученица" и "Фифаил, мученик" преобразовать в перенаправления на статьи "Сарвил Едесский" и "Вевея Эдесская" соответственно.

Как правило, такие, как этот, пост остаются без ответа. Я могу всё это сделать сам (не хватает только одной единицы лимита, чтобы внести правки во все статьи, но это я пару дней подожду). Нет ли возражений?

P. S. Технический сбой? Александр Юрьевич, я "Сарвил Едесский" и "Вевея Эдесская" оформляю одинаково - двойными круглыми скобками, а после отправки первая оформлена как ссылка, а вторая - без ссылки, но курсивом... Что я не так делаю?

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3391
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Тождественность двух пар святых
01.12.2015 07:43:36 в ответ на "Тождественность двух пар святых" (д. Александр Васильев)

> Нет ли возражений?

Возражений нет.

> P. S. Технический сбой? Александр Юрьевич, я "Сарвил Едесский" и "Вевея Эдесская" оформляю одинаково - двойными круглыми скобками, а после отправки первая оформлена как ссылка, а вторая - без ссылки, но курсивом... Что я не так делаю?

Это не сбой, ссылки на несуществующие статьи в сообщениях форума показываются не как ссылки, а курсивом. Исторически так сложилось, поскольку тот же движок форума используется на некоторых других сайтах.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2488
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Тождественность двух пар святых
01.12.2015 10:21:36 в ответ на "Re: Тождественность двух пар святых" (Александр Иванов)

> ссылки на несуществующие статьи в сообщениях форума показываются не как ссылки, а курсивом.

Ясно, спасибо. Это просто нужно знать.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2488
Дата регистрации: 08.11.2014
Прошу совета и помощи!
09.12.2015 16:44:32 в ответ на "Тождественность двух пар святых" (д. Александр Васильев)

Я уже полностью закончил было новую статью - общую: "Сарвил и Вевея". Вот она:

Сарвил (Сарвелий, Фафуил, Фифаил) и Вевея (Вевая, Варвая, Варвея, Фивея) Едесские (+ ок. 110/115) [1], мученики

Память 5 сентября, 15 октября, 29 января (Греч. [2])

Сарвил был языческим жрецом в городе Едессе при императоре Траяне (98-117). Однажды, когда он готовился возглавить большой языческий праздник и уже облачился в золотые одежды, украшенные драгоценными камнями, к нему пришёл едесский епископ Варсимей. Ранее святитель уже неоднократно увещевал Сарвила оставить бессмысленное служение бездушным идолам, и теперь снова предупредил, что тот будет в ответе перед Богом за многие души, направленные им на путь погибели. Проповедь Варсимея сделала своё дело: Сарвил, осенённый Христовой благодатью, решил прекратить языческое служение. На следующий же день он вместе с сестрой Вевеей пришёл к епископу, пал к его ногам и просил без промедления крестить их.

Новость об обращении языческого жреца взбудоражила город, и правитель Лисий (или Лисаний) вызвал Сарвила на суд. Исповедав себя христианином, святой терпеливо перенёс различные пытки, после чего был заключён в тюрьму. Через два месяца его снова пытали во время долгого допроса. Затем он был приговорён к распиливанию надвое и отсечению головы. Во время этого ужасного мучения Сарвил оставался бесстрастным, словно душа его уже пребывала на Небесах.

Когда мученику отсекли голову, его сестра, присутствовавшая при казни, покрыла тело брата плащом, чтобы собрать его драгоценную кровь, произнеся при этом: "Да будет моядуша соединена с твоей возле Христа, Которого я знаю и в Которого верую". Услышав, что Вевея исповедала свою веру, свидетели этой сцены поспешили уведомить правителя. И Лисий послал солдат с повелением отрубить голову отважной молодой женщине прямо на месте.

С памятями этих святых в месяцесловах и синаксарях имеет место некоторая путаница. Так, в месяцеслове Русской Православной Церкви под под 5 сентября: "Мчч. Фифаила и сестры его Фивеи (Вивеи) (98-138)" [3] и отдельно: "Мч. Сарвила" без даты и жития [4]; под 15 октября: "Мчч. Сарвила и Вевеи (II)" [5]. В книге Макария Симонопетрского память Сарвила и Вевеи 15 октября снабжена сноской: "Под 5 сентября в Синаксарях помещена та же самая статья, где, однако, Сарвил именуется Фафуилом (Фифаилом)" (c. 681). В календаре на англоязычной версии портала Православие.Ru под 29 января ( http://orthochristian.com/calendar/20150129.html ) в греческой памяти Сарвил и Фафуил прямо отождествлены: "Martyrs Sarbelus [Thathuil] and his sister Bebaia, of Edessa (98-138) (Gr. Cal)".

Использованные материалы

  • "Память святых мучеников Сарвила и его сестры Вевеи" / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. I. - С. 681-682

=

Однако что-то здесь не то! Меня всё же беспокоили разногласия житий относительно 1) мотивов привлечения мучеников к суду (в одном случае - обращение языческого жреца, в другом - успешная проповедь братом и сестрой христианства среди язычников) и 2) способа казни (хотя то, что написано в житии у Макария Симонопетрского, вроде подходит к обеим парам)...

Есть у Спасского в "Полном месяцеслове Востока" следующий фрагмент:

> Фифаил и Вевея и муч. Сарвил (сц. 15 окт. и М. Гр. 29 янв.). В Деяниях. св. (Iаn. 29. 923) полагают, что 15 октября и 5 сентября воспоминаемые одни и те же лица и что даже Фифаил одно лице с Сарвилом. Вевея, вероятно, одно лице, но Сарвил, кажется, 15 октября ошибочно поставлен вместо Фифаила; род кончины того и другого различны и мучители тоже, один пострадал при Авгаре, другой при Лисии; видится в сказаниях смешение 5 сентября и 15 октября, вероятно, от того, что страдания Сарвила смешаны со страданиями Фифаила. Остается даже неизвестным, при каком императоре кто из них пострадал. В Никодимовом синаксаристе страдание Фифаила и Вевеи относится к временам Адриана, а по рукописному прологу, замечает Никодим, они пострадали при Траяне. Сарвил и Вевея по Никодимову или стишному прологу (29 января) пострадали пря Адриане, а по славянскому прологу они же (15 окт.) пострадали при Траяне.

Вердикта Спасский не выносит. В месяцеслове у него 29 января:

> Фафуила, Сарвила и Вевеи. Вас. 239 и др. (15 окт.).

15 октября:

> Свв. мучч. Сарвила и Вевеи в Едесе при Траяне или Адриане.

5 сентября:

> Мучч. Фифаила и Фивеи сестры его при Адриане или Траяне.
- и отдельно там же:
> Муч. Сарвила.

(Добавлено в 19:20:) Группа Андроника (Трубачёва), неофициально "расширявшая" месяцеслов при издании сперва "Настольной книги священнослужителя", а потом "зелёных" Миней, остановилась на полумерах: поскольку в оф. календаре 5 сентября к Фафуилу и Фивее добавлен отдельно мч. Сарвил без даты, то и они решили добавить ("синхронно", так сказать) отдельно мч. Фафуила к Сарвилу и Вевее. Но добавили его не 15 октября, а... 29 января - тогда, когда Сарвила и Вевею поминают греки.

Как это всё согласовать? Кто на ком стоял? Можно ли всё же разобраться с двумя мучениками: кто из них брат Вевеи/Фивеи, а кто должен поминаться отдельно?



[1]  Первая дата по житию на греческом сайте ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1934/sxsaintinfo.aspx; вторая дата - по Макарию Симонопетрскому.

[2]  "Οἱ Ἅγιοι Σάρβηλος καὶ Βεβαία οἱ Μάρτυρες οἱ ἐν Ἐδέσσῃ", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1934/sxsaintinfo.aspx.

[3]  "Мученики Фифаил и сестра его Фивея (или Вивея) († ок. 98–138) пострадали за смелую и успешную проповедь христианства среди язычников. После долгих и изощренных пыток святого мученика Фифаила язычники подвесили на дереве и распилили пилой, а его сестру Фивею убили ударом копья в шею" (житийная справка в календаре на официальном сайте Издательства Московской Патриархии, http://calendar.rop.ru/svyat1/sep05-mihail-fiveya.html).

[4]  Страница календаря, http://calendar.rop.ru/mes1/sep05.html.

[5]  Страница календаря, http://calendar.rop.ru/mes1/oct15.html; житийная справка ( http://calendar.rop.ru/svyat1/oct15-sarvil-veveya.html ): "Святые мученики Сарвил и Вевея - родные брат и сестра - пострадали во II веке, при императоре Траяне, за исповедание христианства. Мученик Сарвил был идольским жрецом в Едесе, но, обращённый ко Христу одним епископом, принял Крещение вместе с сестрой. Язычники долго терзали святых, а потом отрубили им головы" .

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2488
Дата регистрации: 08.11.2014
Люди, ау!..
15.12.2015 23:18:08 в ответ на "Тождественность двух пар святых" (д. Александр Васильев)

Я уже даже привык к тому, что проверки некоторых правок (или новых статей) приходится ждать подчас по месяцу. С полным пониманием, так сказать, не подгоняю, не упрекаю. Такова данность.

Но есть случаи - как вот данный, - когда вопрос, что я не могу сам разрешить и потому заданный на форуме, не отпускает, тревожит, чуть ли не снится (любой человек, связанный с редакторской работой, знает, о чём я). И вот тут ожидание хоть какой-нибудь реакции на пост в течение недели - невыносимо тягостно. Я понимаю, что для ответа нужно вникать, идти по ссылкам, а это опять-таки время, которого не хватает на ежедневное модерирование. Поэтому ни на кого не наезжаю, а просто робко так напоминаю о своих безумных агиографических фантазиях и не менее безумных вопросах.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3391
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Прошу совета и помощи!
16.12.2015 07:19:41 в ответ на "Прошу совета и помощи!" (д. Александр Васильев)

> Как это всё согласовать? Кто на ком стоял? Можно ли всё же разобраться с двумя мучениками: кто из них брат Вевеи/Фивеи, а кто должен поминаться отдельно?

Раз есть различия, я бы предложил следовать за официальным календарем, т.е. сделать две самостоятельные статьи "Сарвил и Вевея" и "Фафуил и Фивея" с ремарками о предполагаемом тождестве с детализированным обзором всех вариантов по разным источникам.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2488
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Прошу совета и помощи!
16.12.2015 11:40:04 в ответ на "Re: Прошу совета и помощи!" (Александр Иванов)

> Раз есть различия, я бы предложил следовать за официальным календарем, т.е. сделать две самостоятельные статьи "Сарвил и Вевея" и "Фафуил и Фивея" с ремарками о предполагаемом тождестве с детализированным обзором всех вариантов по разным источникам.

Спасибо. Придётся так и поступить. Хотя очень не хочется: и Спасский, и о. Андроник и его группа явно "не дожали" этот вопрос, и законсервировать его - значит поставить на нём крест.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2488
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Прошу совета и помощи!
31.08.2017 23:38:01 в ответ на "Re: Прошу совета и помощи!" (Александр Иванов)

Сегодня в календаре на сайте издательства РПЦЗ "The Saint John of Kronstadt Press" http://ww2.sjkp.org/downloads/2017%20LC-September.pdf нашёл подтверждение тому, в чём, в общем-то и не сомневался:

> MM Thathuel (Sarbelus) and his sister Bebaia of Edessa

В моих базах это выглядит так:

> Мчч. Сарвила (Зарвила, Сарвелия, Фафуила, Фифаила) и сестры его Вивеи (Веваи, Варваи, Варвеи, Фивеи) Едесских (†110/ок. †98-117) .

В течение нескольких дней пройду остальные календари за 4.09. А потом...

А потом снова упрусь в то, что у греков в отдельной памяти 4.09 Сарвил побит камнями, а рядом Фафуил с Вевеей сожжены...

Ответить