Обсуждение статьи "ИЛИЯ, ПРОВ И АРИС"

д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2918
Дата регистрации: 08.11.2014
"Наиболее расхожая версия имени"
20.09.2015 21:42:41

Как на мой вкус, утверждение странное, если учесть, что в официальном календаре РПЦ 19 декабря память Мучеников Илии, Прова и Ариса. Все русские месяцесловы, минеи, служебники дают имя "Пров"! http://calendar.rop.ru/mes1/dde19.html и http://calendar.rop.ru/svyat1/dec19-ulia-prov-aris.html Греческий Большой синксарь даёт, как и русский, форму "Пров": "Οἱ Ἅγιοι Ἠλίας, Πρόβος καὶ Ἄρης οἱ Μάρτυρες" - http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1486/sxsaintinfo.aspx Каким образом в этой ситуации можно оправдать формулу "Встречаются также" по отношению к варианту "Пров", ума не приложу. Молча исправленная память в календарной статье теперь не соответствует ни русской, ни греческой. (О"Полном месяцеслове Востока" я уж молчу. Там форма "Пров" также основная, с оговоркой в одном месте: "Пров называется Промом у Евсевия, в месяцеслове Василия и славянских редакциях его (239. 247 стр.), в стишном греч. прологе 1295 года", в другом: "Пров (вернее, Пром") - но в месяцеслове ТОЛЬКО Пров.)

Илья Николаевич, по-моему, Вы погорячились.

(Чисто редакторское: само словосочетание "наиболее расхожая" - не самое удачное. "Расхожий" = "общеизвестный". "Наиболее общеизвестный" - масло масляное вроде "самый оптимальный".)

Ответить
Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1508
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: "Наиболее расхожая версия имени"
21.09.2015 06:44:27 в ответ на ""Наиболее расхожая версия имени"" (д. Александр Васильев)

> по-моему, Вы погорячились.

Всё проще - форма Пром: наиболее широко распространённая в тех двух источниках которые использовались для написания статьи. Вы привлекаете другие источники, что, конечно, меняет и общую картину.

> "Расхожий" = "общеизвестный". "Наиболее общеизвестный" - масло масляное вроде "самый оптимальный".)

Спасибо!

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2918
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: "Наиболее расхожая версия имени"
21.09.2015 19:35:17 в ответ на "Re: "Наиболее расхожая версия имени"" (Харин, Илья Николаевич)

> Всё проще - форма Пром: наиболее широко распространённая в тех двух источниках которые использовались для написания статьи. Вы привлекаете другие источники, что, конечно, меняет и общую картину.
Илья Николаевич, я "привлекаю" официальные русский и греческий календари! И если для написания статьи использовались материалы, в которых всё не так, как в них, то, может быть, либо эти материалы не являются бесспорными, либо как минимум они не могут перекрывать вышеназванных? Или в "Древе" изменилась концепция, ориентированная всё-таки на РПЦ? Мне всё это совершенно непонятно. Даже несмотря на обновлённую сноску. Если уж обновлять - так с учётом "Полного месяцеслова Востока" (где "Пром" зафиксирован как вариант). Но и при этом "Пров" должен быть основной формой, все остальные - в скобках. Имя "Пров" - имя нескольких святых в православных месяцесловах, в том числе русского. Имя "Пров" есть в русских святцах, есть множество людей, крещёных с этим именем! Имени "Пром" в русских святцах нет и не было.

Может быть, не станем употреблять в "Древе" имени Иисус Христос, а перейдём на Иешуа Га-Ноцри?

Ответить
Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1508
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: "Наиболее расхожая версия имени"
21.09.2015 19:50:47 в ответ на "Re: "Наиболее расхожая версия имени"" (д. Александр Васильев)

> Или в "Древе" изменилась концепция, ориентированная всё-таки на РПЦ? С какой стати маргинальный (да простят они меня!) сайт монастыря утверждает нечто, не ссылаясь на источники, и мы в угоду ему похериваем официальный календарь РПЦ?

Ничего подобного. Авторитетами, опираясь на которые форма Пром выбрана как основная являются:

  1. "Православная энциклопедия" - документ Русской Православной Церкви, который во многом более выверен и уж точно менее "мёртв" чем календарь.
  2. Евсевий Кесарийский - единственный современный им первоисточник повествования о мучениках.

Как указано в тексте статье, форма Пров применительно к этому мученику впервые фиксируется в ряде византийских синаксарей XII-XIII веков. Т.е. спустя почти тысячу лет после его мученичества.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2918
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: "Наиболее расхожая версия имени"
21.09.2015 20:31:53 в ответ на "Re: "Наиболее расхожая версия имени"" (Харин, Илья Николаевич)

Илья Николаевич, похоже, Вы меня не слышите. Сколь бы выверена не была "ПЭ", она не является литургическим документом РПЦ. Что бы там ни было, перекрещивать покойных Провов (а именно в такой форме это имя в русских святцах) не будут. Как и Господа называть более правильным именем Иешуа.

Объяснения в статье могут быть какими угодно. Но имя должно на первом месте называться именно так, как в святцах.

Других аргументов у меня нет, я более полемизировать на эту тему не стану.

Ответить
Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1508
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: "Наиболее расхожая версия имени"
21.09.2015 20:43:14 в ответ на "Re: "Наиболее расхожая версия имени"" (д. Александр Васильев)

> перекрещивать покойных Провов (а именно в такой форме это имя в русских святцах) не будут. Как и Господа называть более правильным именем Иешуа.

С этим конечно не поспоришь.

> Имя должно на первом месте называться именно так, как в святцах. Других аргументов у меня нет.

Ясно. Видимо действительно стоит ещё раз обсудить общую концепцию подхода к официальному календарю, так что давайте дождёмся появления Александра.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3679
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: "Наиболее расхожая версия имени"
12.10.2015 22:12:12 в ответ на "Re: "Наиболее расхожая версия имени"" (Харин, Илья Николаевич)

> > перекрещивать покойных Провов (а именно в такой форме это имя в русских святцах) не будут. Как и Господа называть более правильным именем Иешуа.
> С этим конечно не поспоришь.
> > Имя должно на первом месте называться именно так, как в святцах. Других аргументов у меня нет.
> Ясно. Видимо действительно стоит ещё раз обсудить общую концепцию подхода к официальному календарю, так что давайте дождёмся появления Александра.

Наверное, надо рассматривать каждый такой случай отдельно. В данном случае, полагаю, в качестве основного имени лучше выбрать Пров, как в нашем церковном календаре, а в самой статье раскрыть все обстоятельства, что уже практически и сделано.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2918
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: "Наиболее расхожая версия имени"
12.10.2015 22:58:16 в ответ на "Re: "Наиболее расхожая версия имени"" (Александр Иванов)

> В данном случае, полагаю, в качестве основного имени лучше выбрать Пров, как в нашем церковном календаре, а в самой статье раскрыть все обстоятельства, что уже практически и сделано.
Спаси Господь. Осталось реализовать выбор в названии статьи и в порядке вариантов имён в первой её строке.
> Наверное, надо рассматривать каждый такой случай отдельно.
Это бесспорно. Бывают случаи, для которых именно такое решение не оптимально. Взять хоть бы Феостирикта-Феоктириста, где на первый план в календаре РПЦ просочилось совершенно ошибочное написание - и тут, при сохранении переадресации с ошибочного на правильное написание, на первое место поставлено всё же правильное. Есть имя Георгий, в форме Юрий зафиксированное в календаре РПЦ один раз (мч. Юрий (Новицкий), 31 июля) - но это правильно. А есть много случаев (как этот) с именно вариантами.

Ответить
Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1508
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: "Наиболее расхожая версия имени"
13.10.2015 14:50:22 в ответ на "Re: "Наиболее расхожая версия имени"" (д. Александр Васильев)

> Осталось реализовать выбор в названии статьи и в порядке вариантов имён в первой её строке.

Нехай будет Пров. Выправил.

Ответить