Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "МАРУФА МЕСОПОТАМСКИЙ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Тигрит - не Тигранакерт
03.03.2014 20:44:26

Маруфа Майферкатский и Маруфа Тигритский – это разные люди, да и Майферкат и Тигрит – это разные города.

На заметку:

При содействии ромейских послов (Маруфы, еп. Майферкатского, и свт. Акакия, еп. Амидского), шах Иездигерд I разрешил епископу Селевкии-Ктесифона Исааку созвать в 410 г. Собор Персидской Церкви в столице Ирана, под председательством шахских чиновников. См. Святитель Маруф Мартиропольский: http://www.pravoslavie.ru/put/51875.htm

Μαρτυρόπολις (Мартирополь, он же Майферкат, современный Силван, Турция) - город Сев-Зап. от Амиды, был центром византийской провинции Софанены. После реформ Юстиниана I, город стал столицей провинции четвертой Армении. После захвата арабами в VII веке был известен как Майфарикин. (Кстати, Майферкат рассматривается историками как одно из двух возможных мест расположения древнего Тигранакерта)

Город Тикрит (Тагрит - по-сирийски) - находится в северной части иракского "суннитского треугольника" на Тигре, на полпути между Багдадом и древними руинами Ниневии. Родина Салах аль-Дина и Саддама Хусейна. В этом городе располагалась кафедра первого яковитского мафриана (своего рода экзарха или верховного архиепископа, окормляющего Яковитскую церковь в Месопотамии) Мар Маруфа из Тикрита (с 628): http://www.syriacstudies.com/AFSS/Syriac_Scholars_and_Writer...tml

Раньше имела место какая-то путаница.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Тигрит - не Тигранакерт
13.03.2014 00:57:46 в ответ на "Тигрит - не Тигранакерт" (Олексій Тре)

> Маруфа Майферкатский и Маруфа Тигритский – это разные люди, да и Майферкат и Тигрит – это разные города.
Между Майферкатом (Сильваном) и Тигритом (Тагритом, Тикритом) порядка 600 км, см. на карте верхней Месопотамии: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Al-Jazira-ru.svg

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4748
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Тигрит - не Тигранакерт
13.03.2014 20:34:08 в ответ на "Re: Тигрит - не Тигранакерт" (Олексій Тре)

> > Маруфа Майферкатский и Маруфа Тигритский – это разные люди, да и Майферкат и Тигрит – это разные города.

Спасибо. Т.е. Тигрит никогда не назывался Мартирополем? И оба города - в пределах Месопотамии? А кроме отождествления Тигрита и Майферката в статье есть ошибки?

Ответить
Попов Алексей Александрович
пользователь
православный

Сообщений: 318
Дата регистрации: 08.03.2012
Re: Тигрит - не Тигранакерт
13.03.2014 22:53:12 в ответ на "Re: Тигрит - не Тигранакерт" (Александр Иванов)

> > > Маруфа Майферкатский и Маруфа Тигритский – это разные люди, да и Майферкат и Тигрит – это разные города.
> Спасибо. Т.е. Тигрит никогда не назывался Мартирополем? И оба города - в пределах Месопотамии? А кроме отождествления Тигрита и Майферката в статье есть ошибки?

Тут дело не в ошибках, а в том, что упоминание Тигрита, как говорится, не обладает признаками относимости. Проще говоря, не относится к делу.

Кстати, в греческой агиографии деятельность Маруфа принято относить к периоду царствования императора Феодосия Великого (379-395).

Упомянутый «персидский царь Сапор», скорее всего, является Сапором II (310-381), отторгнувшим у Византии большую часть Месопотамии , в т.ч. Нисивиду (иначе Нисивий, по незнанию упорно именуемый Александром Ивановым «Низибией», не понятно почему) , что сопровождалось гонениями на христиан на захваченных территориях и договорным перемещением православного населения в пределы империи, в т.ч. в контролируемый Византией Мартирополь (основание которого и приписывают Маруфе), который как рази и оказался, как указано в житии, «пограничным городом» между Византией и Персией . Естественно, туда вместе с беженцами поступили и все их материальные и религиозные ценности, включая мощи святых.

Вывод напрашивается сам – в конце статьи речь идет именно о Мартирополе. Что же касается упоминания там Тигрита, это просто ошибка.

В отношении начала статьи скажу честно – версия о православной епископской кафедре в Тигрите на р. Тигр представляется фантастической, да и владения Византии так далеко никогда не заходили, тем более – на чем настаивает текст статьи - в V в.

Названия «Майферкат» встречается эпизодически в сирийской литературе и, видимо, является арамейским искажением греческого «Мартирополь».

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Тигрит - не Тигранакерт
14.03.2014 23:17:55 в ответ на "Re: Тигрит - не Тигранакерт" (Александр Иванов)

> Спасибо. Т.е. Тигрит никогда не назывался Мартирополем? И оба города - в пределах Месопотамии?
Да, думаю в каких-то поздних списках произошла путаница межу обоими Маруфами Месопотамскими.

> А кроме отождествления Тигрита и Майферката в статье есть ошибки?
Смущают датировки: а) 404-405 гг. - это что-то среднее между = (399 + 410)/24; б) непонятно, к чему относ. 414 год; в) год смерти считают не "ок. 422", а "не позднее 420". Попытался показать хронологию по Пигулевской.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
друг Иоанна Златоуста
16.03.2014 00:59:02 в ответ на "Re: Тигрит - не Тигранакерт" (Олексій Тре)

> > А кроме отождествления Тигрита и Майферката в статье есть ошибки?
> Смущают датировки: а) 404-405 гг. - это что-то среднее между = (399 + 410)/24;

Считается, что по Персидским делам Маруфа приезжал в Константинополь в 399 и 409 годах. См. Иоанн Мейендорф, Единство империи и разделения христиан, Глава IV: http://krotov.info/library/13_m/ey/yendorf_004.htm

Но в католической энциклопедии сказано, что Маруфа был другом Иоанна Златоуста См. http://www.newadvent.org/cathen/09748a.htm

В 403 году Маруфа действительно мог быть в Константинополе, но Аркадию тогда было не до судьбы христиан в Персии. Император был занят судом над Иоанном Златоустом. По всей видимости тогда еп. Маруфа был невольно привлечен к этому действу в качестве одного из 7 епископов неегиптян, случайно оказавшихся в столице империи.

Впрочем, Иоанн Златоуст, в 14-м письме к Олимпиаде просит оказать помощь Маруфе, еп. Мартирополя (Майферката), активно проповедовавшему христианство в Персии в его миссионерской деятельности. И это несмотря на то, что "какой-то Маруфа из Месопотамии" (Лебедев А. . http://azbyka.ru/otechnik/?Istorija_Tserkvi/cerkovno-istoric...i=6) был одним из его судей на соборе "под Дубом". В письме Златоуст не исключает, что контакты с Маруфой могут иметь благоприятные последствия и для облегчения его собственной участи (Epist. 14, 5). См. Иоанн Златоуст – вселенский учитель. Житие. Каноны. Учение. – Изд. Книжный дом «Университет», Храм свт. Иоанна Златоуста, с. Козино (Красногорск, Московская епархия), 2012, стр. 71, 99: http://www.lv-surova.ru/Zlat-1 V42F.pdf .)

Кстати, согласно Сократу Схоластику, епископ Маруфа послужил орудием возмездия врагам Иоанна Златоуста, нечаянно наступив на мазоль Кирину, еп. Халкидонскому, одному из главных деятелей печального собора "при Дубе". У последнего это вызвало гангрену, от которой он и умер, несмотря на то, что неоднократно совершалась ампутация. См. http://azbyka.ru/otechnik/?Sokrat_Sholastik/tserkovnaja-isto...a=6 или http://www.sedmitza.ru/lib/text/538323/

Однако, на соборе "при дубе" мог быть и другой Маруфа, безвестный епископ из Месопотамии.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: друг Иоанна Златоуста
16.03.2014 01:21:28 в ответ на "друг Иоанна Златоуста" (Олексій Тре)

> Однако, на соборе "при дубе" мог быть и другой Маруфа, безвестный епископ из Месопотамии.

"Не перестань, насколько от тебя зависит, услуживать епископу Маруфе, чтобы он поднялся из пропасти, потому что я в нем в особенности нуждаюсь в виду положения дел в Персии. Узнай от него, если для тебя будет возможно, как о том, что хорошего совершено там его трудами, так и о том, из-за чего он явился здесь, и извести нас, отдала ли ты два письма, которые я послал ему. Если он пожелает нам послать письмо, то и мы ему напишем, а если не пожелает, то пусть он хоть разъяснит твоей богобоязненности, была ли какая-либо польза там, и надеется ли он действовать с успехом по своем возвращении. По этой причине я ведь и старался с ним сблизиться. Тем не менее, все, что от тебя зависит, пусть будет сделано, и хотя бы все полетели вниз головой, ты исполняй свой долг. Награда твоя будет совершенна. Итак, всячески и насколько возможно расположи его к себе". Письмо 14.5 http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z03_2/Z03_2_31.htm#_ftn3

Ответить