Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ХРИСТОДУЛ ПАТМОССКИЙ"

Олексій, гость Дата 1111 г.?
29.03.2013 14:00:51

Монастырь на о.Патмос должен был им. значение пограничной крепости. Первые атаки на о. Патмос были начаты турецким пиратом Чака (эмир бейлика с центром в Смирне) в 1090/91 гг.. Из-за угрозы дальнейших нападений монахи покидают остров. Последние годы своей жизни игумен провел на острове Эврип (Эвбея), где и скончался.

Вот только откуда в сети берутся даты на 1111 или 1118 гг.?

Ответить
Олексій, гость Re: Дата 1111 г.?
29.03.2013 18:53:17 в ответ на "Дата 1111 г.?" (Олексій)

> Вот только откуда в сети берутся даты на 1111 или 1118 гг.?

См. Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней архиепископа Филарета Черниговского, М.: Сибирская Благозвонница, 2011.: "В 1110 году бежал с учениками своими на остров Евбею, по причине набегов морских разбойников, и скончался там в следующем году."

См. также:

  • Архимандрит Арсений. Летопись Церковных событий и гражданских, поясняющих Церковные – от Рождества Христова до 1879 года. " В этом же году [Лето от Р. Хр. 1111, Алексея Комнина 31] скончался преп. Христодул патмосский, на о. Евбее, куда с учениками своими укрылся от морских разбойников сарацын; останки его перенесены на остров Патмос и доныне нетленно почивают в основанной им обители." http://www.omolenko.com/istoria/history.htm?p=12
  • Настольная книга священнослужителя, Том 3. Москва 1979, стр. 78" В 1110 году преподобный был вынужден бежать с Патмоса вместе с учениками на остров Эвбею из-за набегов морских разбойников. Там он и скончался в 1111 году. "
  • https://mospat.ru/calendar/svyat1/mar16-hristodul.html

Т.е. дата со втор.пол. XIX в. не пересматривалась

Ответить
Олексій, гость Re: Дата 1111 г. vs 1093
31.03.2013 22:04:17 в ответ на "Дата 1111 г.?" (Олексій)

>> Назначенный восприемник монастыря вскоре бежит с острова Патмос, объяснив это боязнью моря, но еще больше турок и пиратов, промышляющих в этом районе. Свои притензии на собственность монастыря восприемник подал в Костантинополе в марте 1094 г.

"На Евбеѣ св. Христодулъ прожилъ 11 мѣсяцевъ и скончался въ мартѣ 1093 года... Преемникомъ его по игуменству былъ монахъ Іосифъ Іасить. При немъ въ 1099 году монастырь получилъ отъ императора Алексѣя 12 париковъ, свободныхъ отъ всякихъ податей, которые должны были поселиться на монастырскихъ земляхъ на Липсо и Леро." См. Соколов И.И., Состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII века (842–1204, Казань, 1894

Ответить
Попов Алексей Александрович
пользователь
православный

Сообщений: 318
Дата регистрации: 08.03.2012
Re: Дата 1111 г.?
31.03.2013 23:23:38 в ответ на "Re: Дата 1111 г.?" (Олексій)

> Вот только откуда в сети берутся даты на 1111 или 1118 гг.?

Олексий, что предлагаете? Убрать 1111 г. или снабдить его комментарием (тогда каким конкретно?)?

Кстати, в статье и правда есть путаница. В двух абзацах (очевидно взятых из разных источников - причем не тех, что указаны в перечене материалов) речь явно идет о горе Латр в Карии, однако в первом случае ее под правильным именем помещают в Вифинии, во втором - под именем Латм помещают в Карии. В результате получается как бы две горы и как бы два события.

Ответить
Олексій, гость Re: Дата 1111 г. vs 1101
01.04.2013 13:13:35 в ответ на "Re: Дата 1111 г.?" (Попов Алексей Александрович)

>> ..Убрать 1111 г. или снабдить его комментарием (тогда каким конкретно?)

Как то боязно что-либо советовать. Многое держится на авторитете книг свт. Дмитрия Ростовского или свт. Филарета Гумилевского. Хотя, возможно, что последние коррективы или комментарии в этих книгах были сделаны др. справщиками не позднее нач. вт. пол. 19 в. на основе тех данных, которые на тот момент были доступны. В любом случае, в историч. лит-ре осн. дата это 1093, альтернативная - 1101 г. На настоящий момент дата на офиц. сайте РПЦ – это 1111 г.

>Кстати, в статье и правда есть путаница…В результате получается как бы две горы и как бы два события.

В иннете встречается даже гора Ламос http://www.nsad.ru/articles/neizvestnaya-greciya

И. И. Соколов, Состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII века (842–1204, Казань, 1894: "Онъ подвизался сначала на вифинейскомъ Олимпе, усеяномъ въ то время большимъ числомъ аскетическихъ святилищъ, а потом оставилъ сонмъ здѣш нихъ монаховъ посетилъ (около 1045 г.) св. места Палестины и водворился наконецъ на горѣ Латрѣ. И эта гора была населена тогда многочисленными подвижниками . Большая часть изъ нихъ вели киновіальный образъ жизни, но весьма много было и анахоретовъ. Христодулъ поселился въ монастыре Стила, основанномъ св. Павломъ. Его добродетельная жизнь скоро пріобрѣла ему всеобщее уваженіе среди латрскихъ подвижниковъ; по ихъ просьбѣ, но противъ желанія самого св. Христодула, патртрхъ Косма (1075—1081) возложилъ на него управлеше всею горою съ званіемъ прота или архимандрита. Тяготясь, по свойственному великимъ подвижникамъ смиренію, этимъ званіемъ, св. Христодулъ въ марте 1079 года передалъ свои полномочія монахамъ Саввѣ и Лукѣ и собирался уйти съ Латра. Но прежде чемъ передача правь была утверждена патрхархомъ, на Латръ напали сарацины, разрушили некоторые монастыри, перебили многих ь монаховъ, а многихъ увели въ пленъ. Спасшіеся бежали въ разныя стороны. Св. Христодулъ съ некоторыми изъ своихъ сподвижниковъ удалился въ городъ Стровилъ. Здесь онъ былъ встрѣченъ монахомъ Арсеніемъ Скинури, который предложилъ св. Христодулу въ управленіе монастырь Кавалура. Чрезъ несколько времени Христодулъ переселился на близь лежаний островъ Косъ, где у Арсенія было несколько именій, и, по предложению последняго, задумалъ построить здесь Монастырь, на горѣ Пеліонѣ ..."

О том же, см. Institutional History. A и B http://www.doaks.org/resources/publications/doaks-online-pub...pdf

P/S: Монастырь святого апостола Иоанна Богослова на острове Патмос, его библиотека и архив: "В 1070 г. он поселяется в одной из обителей горы Латрос (…), а с 1076 по 1079 г. по велению патриарха Косьмы занимает пост прота этого монашеского сообщества. После разграбления турками патриаршего монастыря на горе Латрос, Христодул организовал экспедицию, одной из целей которой являлось спасение книг этой обители; эти книги были отправлены на хранение в библиотеку храма Св. Софии в Константинополе..." http://mosarchiv.mos.ru/trudy/publikatsii/668617/#.UVlN5ZZhDsg

Ответить
Олексій, гость Re: Латр или Латм?
01.04.2013 13:57:57 в ответ на "Re: Дата 1111 г.?" (Попов Алексей Александрович)

> > о горе Латр в Карии, однако в первом случае ее под правильным именем помещают в Вифинии, во втором - под именем Латм помещают в Карии.

На заметку: Латр (или Латмос, ныне Бешпармак Дагы, Beşparmak Dağı) – это горный массив, достигающий высоты 1367 м, расположенный приблизительно в 42 км к северо-востоку от Милета, напротив островов Самос и Патмос См. сноску 2: http://www.pravoslavie.ru/put/58411.htm

Ответить
Попов Алексей Александрович
пользователь
православный

Сообщений: 318
Дата регистрации: 08.03.2012
Re: Дата 1111 г. vs 1101
01.04.2013 14:11:24 в ответ на "Re: Дата 1111 г. vs 1101" (Олексій)

> И. И. Соколов, Состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII века (842–1204, Казань, 1894

Гиперссылка есть? В смысле, в и-нете есть эта работа?

Ответить
Олексій, гость Re: Дата 1111 г. vs 1101
01.04.2013 15:01:53 в ответ на "Re: Дата 1111 г. vs 1101" (Попов Алексей Александрович)

> > И. И. Соколов, Состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII века (842–1204, Казань, 1894
> Гиперссылка есть? В смысле, в и-нете есть эта работа?

Как ни странно, есть на Byzantium.ru -> http://library.byzantium.ru/lib.php?id=100

Ответить
Попов Алексей Александрович
пользователь
православный

Сообщений: 318
Дата регистрации: 08.03.2012
Re: Дата 1111 г. vs 1101
01.04.2013 15:22:13 в ответ на "Re: Дата 1111 г. vs 1101" (Олексій)

> > > И. И. Соколов, Состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII века (842–1204, Казань, 1894
> > Гиперссылка есть? В смысле, в и-нете есть эта работа?
> Как ни странно, есть на Byzantium.ru -> http://library.byzantium.ru/lib.php?id=100

Здорово! Дело мастера боится!

Ответить
Олексій, гость Re: Латр или Латм?
03.04.2013 13:52:51 в ответ на "Re: Латр или Латм?" (Олексій)

  • 1) "на горе Латр в Вифинии", это описка. О Латме или Латре см., например, в ст. о Акакие Латрийском http://www.saint.gr/358/saint.aspx . Хронология: Олимп – Рим – Палестина – Латр (он же Латм) - Стровил – Кос – Патмос – Эвбея. По смыслу, с Вифинии на Кос, минуя в т.ч. Латм – это урывочные факты из биографии.

  • 2) Николай III Грамматик (патриарх с 1084 по 1111) не мог поставить "его архимандритом над монастырями на горе Латм в Кари" в период с 1076 по 1079 гг. Это был свт. Косма I (1075 - 8 мая 1081 http://drevo-info.ru/articles/8532.html)

Ответить
Попов Алексей Александрович
пользователь
православный

Сообщений: 318
Дата регистрации: 08.03.2012
Re: Латр или Латм?
03.04.2013 14:58:26 в ответ на "Re: Латр или Латм?" (Олексій)

> *1) "на горе Латр в Вифинии", это описка.

Точно. А еще Латр, он же Латм, известен по "Илиаде", II, 868 как ὄρος Φθειρῶν - "Фтиров лесистая гора" (пер. Гнедича).

> *2) Николай III Грамматик (патриарх с 1084 по 1111) не мог поставить "его архимандритом над монастырями на горе Латм в Кари" в период с 1076 по 1079 гг. Это был свт. Косма I (1075 - 8 мая 1081 http://drevo-info.ru/articles/8532.html)

Тонко подмечено. И что? Кто будет исправлять Николая Грамматика на Косьму?

Ответить