Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "НИКИТА РЕМЕСИАНСКИЙ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1954
Дата регистрации: 03.04.2013
Источники на заметку
04.08.2022 20:30:30

Почитал, подумал. Нет. сходу не тяну. Ниже приведу 2-а исходных текста - по смыслу одинаковые (что тот, что тот ломает стержень пока существующей статьи)

[Цитаты на заметку: Текст первый]:

Никита (ок. 335 - 4 14), свт. (пам. 24 июня; пам. зап. 7 янв., 22 июня), еп. Ремесианский [лат. Nicetas Remesianensis], проповедник и богослов, известен как «апостол румын».

[Жизнь. Источники]: Сведения о жизни Н. содержатся в 2 поэмах свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского, лично знавшего Н. (Раul. Nol. Carm. 17, 27), а также в послании свт. Павлина Сульпицию Северу (Idem. Ер. 29. 14). Свт. Павлин рассказывает о добродетелях Н., о его миссионерской деятельности в Дакии, о его поездках в Италию в кон. IV - нач. V в. Имя Н. упомянуто в 2 посланиях Римского еп. Иннокентия, датируемых 409 и 414 гг. (lnnocent. 1, рара. Ер. 1 6, 1 7). Др. источник биографических сведений о Н.- 22-я гл. соч. «О знаменитых мужах» Геннадия Марсельского, посвященная лит. деятельности Н. Имя и труды Н. изредка упоминаются у позднейших зап. писателей - Кассиодора, Исидора Севильского, Беды Достопочтенного и нек-рых др.

[Происхождение и образование]: О точном времени и месте рождения Н. ничего не известно. Предположительно он род. ок. 335 г. (Вит. 1 905. Р. XXXV; Walsh. 1970. Р. 7; Riggi. 1 985. Р. 5), др. датировки - ок. 340 г. (Soroceanu. 20 1 3. S. 13), ок. 350 г. ( Gamber. 1969. S. 9; поздняя датировка плохо согласуется с данными биографии Н. ). По всей вероятности, местом рождения Н. был г. Ремесиана (диоцез Дакия; ныне БелаПаланка, Сербия), где впосл. он был епископом (Вит. 1905. Р. XIX-XX; Soroceanu. 20 1 3. S. 1 6). Свт. Павлин Ноланский свидетельствует, что родной город Н. находился в Дакии (Раul. Nol. Carm. 1 7. 1 7; ер.: Ibld. 17. 1 43), рядом с г. Скупи, в пров. Дардания (ныне Скопье, столица Македонии) ( Ibld. 17. 195- 196; в связи с этим неосновательна гипотеза К. Гамбера о том, что родиной Н. могла быть Италия (Рим): Gamber. 1969. S. 8). Имя Н. греч. происхождения; при этом родным языком Н. была латынь, о чем свидетельствуют его сочинения (см.: Senjak. 1975. S. 1 16; Soroceanu. 2013. S. 13). Однако Н. владел в достаточной степени и греч. языком (см.: Nicet. Rem. De Spirit. Sanct. pot. 1 6; Walsh. 1970. Р. 7). В сочинениях Н. также прослеживается как западное латинское, так и воет. греч. влияние (Soroceanu. 201 3. S. 1 02). Возможно, Н. начал церковное служение в Аквилее в чине иподиакона и ему было адресовано одно из писем блж. Иеронима Стридонскоzо (Hieron. Ер. 8: Ad Niceam hyppodiaconum Aquileiae // PL. 22. Col. 341; о спорности этого отождествления см.: Вит. 1905. Р. XIl-XIII; Soroceanu. 2013. S. 15).

[Епископство]: Точно неизвестно, в каком году и при каких обстоятельствах Н. стал епископом г. Ремесианы. Предположительно это произошло незадолго до 366/7 г., к-рым датируется послание Герминия, еп. Сирмийского (35 1 -376), сохранившееся в сочинениях свт. Илария П иктавийского (Hilar. Pict. Fragm. hist. XV 1 ; рус. пер.: Захаров Г. Е. Послания Герминия Сирмийского: Текст и историко-богосл. коммент. // Вести. ПСТГУ. Сер. 2. История. История РПЦ. 20 1 2. Вып. 1 (44). С. 1 1 2 - 1 13), в к-ром он отрекается от своих бывш. союзников омиев Валента и Урсакия и от их взглядов и солидаризируется с правосл. епископами в том, что «Сын Божий ... во всем подобен Отцу, кроме нерожденности». В числе последних упоминается некий Ника, или Никас, что предположительно является искаженным вариантом имени Н. (Вит. 1 905. Р. XXXVII; Zeiller ]. Les origines chretiennes dans les provinces danublennes de l'Empire Romain. Р., 1918. Р. 305; Riggi. 1985. Р. 6; критика этого отождествления: Meslin М. Les Aгiens d'Occident, 335-430. Р., 1967. Р. 63, 86; Захаров. 2012. С. 209, 232). Дополнительным аргументом в пользу знакомства Герминия с Н. могут быть многочисленные идейные сходства между посланием Герминия и трактатом Н. «О различных наименованиях» (см.: Вит. 1905. Р. XXXIX-XLIII).

Нек-рые подробности епископского служения и миссионерской деятельности Н. описываются в поэмах свт. Павлина Ноланского. Став епископом, Н. бесстрашно взялся за проповедь Евангелия окружавшим его свирепым народам, к-рых он быстро •научил пред кротким Христом преклонить их жестокие выи ... и от мороза застывшие умы их растопил небесным огнем• ( Paul. Nol. Carm. 1 7. 1 98-204). Среди них особенно выделялось фракийское племя бессов (bessi), известных своей непокорностью и воинственностью. Но и они от проповеди Н. покорились «игу»Христа - «истинного Господа» (Ibld. 17. 205-2 12). Н. стал называться •отцом всей северной страны•; ему как учителю вверили сердца скифы, rеты и даки (Ibld. 17. 245- 249), так что вскоре все сварвары научились римским сердцем воспевать имя Христово и жить в чистоте, мире И СПОКОЙСТВИИ» (lbld. 17. 261-263). Впосл. за больпiие заслуги в просвещении народов Дакни, живших по обеим сторонам Дуная, и предков буд. румын, ученые присвоили Н. титул «апостола румын» (Parvan V. Contribuţi epigrafice la istoria creștinismului daco-roman. Bucur., 1 9 1 1 . Р. 1 7 1 ; Soroceanи. 20 1 3. S . 166- 167). По свидетельству свт. Павлина Ноланского (относящемуся к 400, см.: Soroceanu. 20 1 3. S. 1 27), Н. снискал всеобщее уважение как «достопочтенный и ученейший епископ» даже за пределами своей епархии - в церковных кругах Рима, куда он прибыл из Дакии (Paul. Nol. Ер. 29. 14). Обращаясь к Н., свт. Павлин восклицает: «Учителем не одного лишь народа Бог поставил тебя, и не одной лишь страны гражданином, но вот и родина наша [ Италия] тебя к себе принимает!» (ldem. Carm. 1 7. 32 1 — 324).

По свидетельству свт. Павлина, Н. отличался не только даром учительства, но и кротостью нрава и святостью души, сумевшей поработить тело (Ibld. 27. 233-234, 248- 249). Будучи твердым сторонником Вселенского I Собора и учения о единосущии (Nicet. Rem. De rat. fidei. 3; De Spirit. Sanct. pot. 2), Н. вероятно, принимал участие в борьбе с арианством в Италии и особенно у себя на родине, где «его кафолическая община представляла собой своеобразную «Осажденную крепость» в «арианском» окружении» (Захаров. 2012. С. 233). В сочинениях Н. говорит о ереси, к-рая 4Произошла от ее основателя Ария• и к-рая 4ныне строит козни кафолической вере• (Nicet. Rem. De rat. fidei. 3). Он также упоминает др. ереси того времени: модализм, или патрипассианство, Савеллия и адопцианство Фотина (Ibld. 2); духоборчество македониан и сторонников их заблуждения (De Spirit. Sanct. pot. 2). Предположительно Н. мог участвовать в Римском Соборе 369/7 1 г. при Римском еп. св. Дамасе l, на к-ром он докладывал о распространении арианства и о борьбе с ним в Иллирике (если принять рукописное чтение: ех relatione Gallicorum et Bessorum fratrum - Cassiod. Нist. eccl. tripart. V 29; см.: Вит. 1905. Р. XLV-XLVI; Walsh. 1970. Р. 7; критика этой гипотезы: Вит. 1905. Р. XLIX-L).

[Поездки в Италию и возвращение на родину]: Н. еще дважды, ок. 399 / 400 и ок. 402/3 гг., посещал Рим, а также г. Нола в Юж. Италии (Riggi.. 1985. Р. 5-6; Soroceanи. 2013. S. 14; более ранняя датировка: 398 и 402, см.: Вит. 1905. Р. XXXV, XLIX; Wabli. 1970. Р. 7; Gamber. 1969. S. 8). Целью его визита в Рим в 399 / 400 г" возможно, было не только желание поклониться мощам св. апостолов Петра и Павла, но и выяснить нек-рые церковно-политические вопросы. Вероятно, Н. хотел получить от апостольского престола разъяснения или инструкции по поводу того, как ему действовать в церковно-политической ситуации, сложившейся после юридического подчинения префектуры Воет. Иллирик К-полю в результате разделения Римской империи на Западную и Восточную после смерти имп. св. Феодосия I Великого (395), в то время как в церковном отношении Иллирик продолжал оставаться в подчинении у Рима (Вит. 1905. Р. L; Soroceanи. 2013. S. 1 28; др. гипотезы: Sivan. 1 995. Р. 79-90). Однако о личных встречах или о переписке Н. с Римскими епископами Сирицием, Анастасием I или Иннокентием I нигде не сообщается. Напротив, личное знакомство Н. с пресв. Павлином (с 4 1 О епископ г. Нолы, где покоились мощи исп. Феликса Ноланского ), засвидетельствовано самим свт. Павлином в 2 его поэмах. Н. и Павлина связывала крепкая и сердечная дружба (Раи/. Nol. Carm. 27. 343). Н. бьт старше Павлина, и тот относился к нему с сыновней любовью и большим уважением - как к духовному отцу и наставнику, называя его 4СВЯтым Никитой• и 4святым отцом• (IЬid. 17. 7-8; 27. 150- 1 5 1 , 324-325, 345, 360). Когда Н., поклонившись мощам св. Феликса и погостив у друга, решил поспешно отправиться на родину в Дакию, Павлин весьма тяжело переживал их расставание, что нашло отражение в начале его 17-й поэмы, называющейся «Прощальная» (Propempticon) (Ibld. 17. 1 — 10).

В той же поэме свт. Павлин подробно описывает возвращение Н. на родину, однако ввиду неоднозначности используемых свт. Павлином выражений и предложенных учеными эмендаций до сих пор ведется спор о том, каков бьm маршрут этого путешествия. Если следовать тексту свт. Павлина буквально, то путь Н. пролегал из Нолы в порт Гидрунт (ныне Отранто) на юго-востоке Апулии; оттуда по Адриатическому м. Н. приплыл в Эпир; пройдя 2 его части, Н. по Эгейскому м. приплыл в Фессалонику; затем пришел в Филиппы в Македонии, оттуда отправился далеко на северо-восток, в г. Томы, расположенный в пров. М. Скифия на зап. побережье Чёрного м.; затем - назад на юго-запад, в г. Скупи в пров. Дардания, а оттуда - на родину, в Ремесиану (IЬid. 17. 17-20, 85, 193- 196). Остается неясным, почему Н. выбрал такой длинный маршрут и руководствовался ли он при этом какими-то церковно-политическими или миссионерскими целями. Кроме того, существует множество гипотез, интерпретирующих описанный свт. Павлином маршрут и вносящих в него коррективы (Вит. 1905. Р. Lil-LIII; Pi.ppidi. 1946. Р. 99- 1 17; Sivan. 1995. Р. 79-90; Kirstein. 2000. S. 52-54, 187- 189; и др.). Одна из последних гипотез принадлежит А Сорочану, согласно к-рой Н. из Гидрунта приплыл в Авлону (ныне Влёра, Албания), поскольку порт Диррахий (ныне Дуррес, Албания) сильно пострадал от землетрясения в сер. IV в. и не использовался в то время. Из Авлоны Н. проследовал обычным сухопутным маршрутом на восток по ВиаЭгнация (Эгнатиева дорога) через Эпир (обе его части) в Фессалонику (впрочем, автор гипотезы не исключает полностью и морской маршрут вокруг Пелопоннеса с заходом в Коринф), а затем той же дорогой - в Филиппы; оттуда Н. повернул на северо-запад и, пройдя через города Стоби (близ совр. Градско, Македония) и Скупи (а также, вероятно, Нанес (ныне Ниш, Сербия)), прибыл в Ремесиану (Soroceanи. 2013. S. 138- 141 ). При этом г. Стоби в этой и др. сходных интерпретациях маршрута Н. появляется как эмендация к слову Stobitanam (urbem) вместо Tomitanam (urbem), что могло быть результатом ошибки переписчика. Эта интерпретация, предложенная еще в кон. XVIII в. (Pagi, А. Critica Sacra. Antw" 1 795. Р. 397) и разделяемая большинством исследователей (Вит. 1905. Р. LII; Pi.ppidi. 1967. Р. 506; Duval. 1980. Р. 169; Sivan. 1995. Р. 80; Кirstein. 2000. S. 187; Soroceanи. 2013. S. 14 1 ; и др.), позволяет избежать объяснения отклонения в пути Н. в М. Скифию, что не согласуется со спешкой, в к-рой он покидал Италию. Другое объяснение выражения 4Tomitanam urbem• заключается в отождествлении его с неким г. Томы (Τόμες), о к-ром сообщает только историк Прокопий Кесарийский в VI в. (Procop. De aedif. IV 4. 3) и который находился между Фессалоникой и Наиссом (Stefan Gh. Tomis et Tomea: А propos des luttes entre Byzantins et Avares а la fin du VI• s. de notre ere // Dacia. N. S. Bucur" 1967. N 1 1 . Р. 256-257; Ватеа ] Relazioni culturali tra la regione del Basso DanuЬio е l'Italia all'epoca del Tardo Impero / / I.:Adriatico tra Mediterraneo е penisola balcanica nell'antichita. Taranto, 1983. Р. 275-283). Возможно также, что Н. не посещал Филиппы, т. к. выражение «Philippaeos agros» (букв.- Филиппийские поля) может быть общим названием Македонии; в таком случае он сразу из Фессалоники повернул на север, к Стоби (Вит. 1905. Р. LII. Not. 5). Прибыв в родной город, Н. был встречен всеобщим ликованием паствы как их 4собственный отец• (suum parentem), возвращения к-рого они ожидали с нетерпением денно и нощно и к-роrо давно призывали обратно (Paul. Nol. Carm. 1 7. 5-6, 57-66, 186-187). Возможно, Н. так торопился вернуться на родину, чтобы успеть к началу Великого поста ( февр. 400), во время к-рого он должен был готовить катехуменов к принятию крещения (Soroceanu. 20 1 3. S. 1 43).

Второй визит Н. в Нолу состоялся через 2 или 3 года, в 402/3 г. (Ibld. S. 14, 28, 62). Как в 1 -й, так и во 2-й визит Н. принимал участие в торжественном праздновании дня преставления ( dies natalis) исп. Феликса Ноланского, отмечавшегося 14 янв. (Paul. Nol. Carm. 27. 16-26, 178, 185),свт. Павлин считал Феликса своим небесным покровителем ( sanctus patronus - Ibld. 136), приведшим его ко Христу; храм с мощами исповедника он незадолго до этого перестроил и расширил (Ibld. 29. 1 -8; Soroceanи. 20 13. S. 28, 62, 1 32).

[Последние годы]: О последних годах жизни Н. практически ничего не известно. Его имя упоминается в 2 посланиях Римского еп. Иннокентия 1, в к-рых обсуждаются проблемы иллирийских Церквей. Первое послание (lnnocent. I, рара. Ер. 16), адресованное Маркиану, еп. г. Наисса, стало ответом на обращение к еп. Иннокентию пресв. Германия и диак. Люпенция, к-рые были рукоположены Бонозом, еп. Наисским, ранее осужденным за мариологическую или христологическую ересь, а после его осуждения были допущены еп. Маркианом к служению, но не приняты в церковное общение (см.: Захаров. 2012. С. 246-248). Еп. Иннокентий разъяснял, что можно принимать в церковное общение тех клириков, к-рые были рукоположены до осуждения Боноза и на рукоположении к-рых присутствовали еп. Корнилий Сирмийский и «наш брат Никита• (fratrem nostrum Nicetam), а также нек-рые др. епископы (lnnocent. l, papa. Ер. 1 6. 1 ). Упоминание Н. наряду с еп. Корнилием Сирмийским свидетельствует о том, что в то время они были своего рода rарантами православия в иллирийских провинциях (Soroceanи. 2013. S. 3 1 ). В 414 г. еп. Иннокентий вновь попытался внести ясность в дело Боноза и отправил послание македон. епископам и диаконам (lnnocent. I, рара. Ер. 1 7), в к-ром заявлял, что практика приема клириков, рукоположенных Бонозом, была проявлением своеобразной икономии Анисия, еп. Фессалоникийского, и македонского епископата; а следов., она имеет временный характер (см.: Захаров. 2012 . С. 248-249). В начале послания еп. Иннокентий упоминает имя Н. в списке из 23 македон. епископов и диаконов, к к-рым оно обращено (lnnocent. l, papa. Ер. 1 7. 1 ). Считается, что это было последнее прижизненное упоминание о Н. (Soroceanи. 2013. S. 15, 33). В соответствии с этим ero смерть большинством исследователей датируется 4 1 4-м или 4 1 5-м г., когда Н. было ок. 80 лет (Вит. 1 905. Р. XXXV; Walsh. 1970. Р. 3; Riggi. 1985. Р. 5; Soroceanu. 2013. S. 7). Гамбер предлагал более позднюю датировку - 420 г. и полагал, что Н. умер в возрасте 70 лет ( Gamber. 1 969. S. 9, 16).

Источник: Фокин А.Р. Никита свт., еп. Ремесианский // Православная энциклопедия. Т. 49. Непеин - Никодим. М. 2018, с. 496-498.

Дальше следуют разделы той же статьи: Сочинения (Фокин А.Р., с. 498-500),Учение (Фокин А.Р., с. 500-502), Влияние (Фокин А.Р., с. 502-503), Почитание (Королёв А.А., с. 503 504).

У Королева в конце раздела сказано: "Из православных авторов о нем впервые упомянул архиеп. Филарет (Гумилевский), который составил жизнеописание святого и указал его память под 24 июня (Филарет (Гумuлевский), архиеп. Святые южных славян. Чернигов, 1865. С. 103-109). Впоследствии поминовение Никиты Ремесианского 24 июня (7 июля) было установлено в Болгарской и Сербской Православных Церквах, с 1992 г.- также в румынской Православной Церкви".

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1954
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Источники на заметку
04.08.2022 20:31:44 в ответ на "Источники на заметку" (Олексій Тре)

> Почитал, подумал. Нет. сходу не тяну. Ниже приведу 2-а исходных текста - по смыслу одинаковые (что тот, что тот ломает стержень пока существующей статьи)

[Цитаты на заметку: Текст второй]:

[24 мая]: Память святителя Никиты, епископа Ремесианского [1]

Св. Никита жил на рубеже IV-V вв. Он был епископом Ремесианы [2] в течение примерно пятидесяти лет. Святой проповедовал Евангелие на средиземноморском побережье Дакии, которое в то время подвергалось нашествиям варваров.

Рискуя жизнью, он нес Благую Весть готам, дакам, гуннам и даже дикому племени бессов, живших в пустынных горах Болгарии. Никита превращал жилища разбойников в кельи монахов и освящал их своей молитвой.

Св. Никита продолжил миссионерские труды в Малой Скифии, на берегах Черного моря. Он дважды был в Италии и вызвал восторженное изумление у римлян, а также стал духовным другом св. Павлина Ноланского [22 июня], которого восхвалял как подвижника, миссионера и поэта. Св. Никита скончался в мире около 414 г., мощи его впоследствии были перенесены в гор. Венецию.

[1]: Его память содержится только в некоторых славянских календарях, куда она попала из западных Мартирологиев, согласно которым отмечалась 7 января и 22 июня. Румынская Патриархия установила почитание св. Никиты в 1992 г. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

[2]: Ныне Бела Паланка на р. Нишаве, между Нишем и Пиротом в Сербии.

Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви : В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. - Т. 5. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011, с. 752-753.

Ответить