Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ НЕРУКОТВОРЕННАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ..."

Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4748
Дата регистрации: 17.01.2005
Печерская и Свенская иконы Божией Матери
09.01.2022 08:34:09

Созданная статья "Киево-Печерская икона Божией Матери" практически дублирует текст статьи "Свенская икона Божией Матери". В календаре обе празднуются 3 мая, но, очевидно, Свенская рассматривается как список Печерской (1288 год против 1085). Есть ли сведения о собственно оригинальной Печерской иконе?

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 530
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: Печерская и Свенская иконы Божией Матери
10.01.2022 07:52:16 в ответ на "Печерская и Свенская иконы Божией Матери" (Александр Иванов)

> Есть ли сведения о собственно оригинальной Печерской иконе?

Возможно, вот это и есть то немногое повествование https://azbyka.ru/days/ikona-pecherskaja-nerukotvorennaja Во всяком случае канон Киево-печерской иконе создан на основании этих событий, описываемых в Патерике. Текст о Свенской иконе убрать (просто упомянув о Свенском монастыре), а добавить сведения Патерика.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4748
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Печерская и Свенская иконы Божией Матери
10.01.2022 09:23:21 в ответ на "Re: Печерская и Свенская иконы Божией Матери" (Губин Андрей Владимирович)

> > Есть ли сведения о собственно оригинальной Печерской иконе?
> Возможно, вот это и есть то немногое повествование https://azbyka.ru/days/ikona-pecherskaja-nerukotvorennaja Во всяком случае канон Киево-печерской иконе создан на основании этих событий, описываемых в Патерике. Текст о Свенской иконе убрать (просто упомянув о Свенском монастыре), а добавить сведения Патерика.

Хм, кстати, да - у нас в календаре 3 мая есть отдельное праздноание Печерской-нерукотворенной иконе (1085), помимо другой Печерской иконы (1085) и Свенской (1288). В патриархийном календаре отдельное празднование Нерукотворенной иконе отсутствует: http://calendar.rop.ru/?idd=136. Все стало чуть более запутанным. К прошлому вопросу добавляются новые: откуда у нас эта отдельная память и не об одной ли иконе Печерской тут речь, учитывая год обретения?

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 530
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: Печерская и Свенская иконы Божией Матери
10.01.2022 10:36:30 в ответ на "Re: Печерская и Свенская иконы Божией Матери" (Александр Иванов)

> > > Есть ли сведения о собственно оригинальной Печерской иконе?
> > Возможно, вот это и есть то немногое повествование https://azbyka.ru/days/ikona-pecherskaja-nerukotvorennaja Во всяком случае канон Киево-печерской иконе создан на основании этих событий, описываемых в Патерике. Текст о Свенской иконе убрать (просто упомянув о Свенском монастыре), а добавить сведения Патерика.
> Хм, кстати, да - у нас в календаре 3 мая есть отдельное празднование Печерской-нерукотворенной иконе (1085), помимо другой Печерской иконы (1085) и Свенской (1288). В патриархийном календаре отдельное празднование Нерукотворенной иконе отсутствует: http://calendar.rop.ru/?idd=136. Все стало чуть более запутанным. К прошлому вопросу добавляются новые: откуда у нас эта отдельная память

Посмотрите пожалуйста, кто вносил такие правки, возможно Вы сами

>> и не об одной ли иконе Печерской тут речь, учитывая год обретения?

Об одной однозначно (Киево- и нерукотворенная Печерская), потому что, в каноннике называется Печерской-нерукотворенной с памятью 3 (16 мая) и канон ей является спаренным с каноном Свенской-Печерской (гласы ирмосов разные 4 и 8) [1], а в акафисте - Киево-Печерской с одними и теми же событиями (Кондак 8: в алтаре на стене сам образ Твой написася ... и просветися паче солнца... из уст образа твоего излете голубь бел..) с той же памятью 3 (16 мая) [2]. Из этого акафиста известна история происхождения КПЛ.



[1]  Богородичный канонник (Каноны Пресвятой Богородице, чтомые пред ея святыми иконами) Том. II; М. и СПб, изд-ва "Лествица" и "Диоптра", 2003, с. 46-64.

[2]  Акафисты Киево-Печерской Лавры Том II (Акафисты чудотворным иконам и святым, особо чтимым в Киево-Печерской Лавре) КПЛ, 2007, с. 5-32.

Ответить
Панайот Кофалалос
пользователь
православный клирик (УПЦ)

Сообщений: 982
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: Печерская и Свенская иконы Божией Матери
10.01.2022 18:07:49 в ответ на "Re: Печерская и Свенская иконы Божией Матери" (Губин Андрей Владимирович)

Вопрос был бы запутанным, если бы не существовало в открытом доступе совершенно внятных источников.

Итак, 3 мая празднование трем ПОЧТИ одноименным иконам.

  • 1) Свенской (Печерской) (написана между 1073 и 1114; прославлиась в 1288) [также 17.08]
    • 1073 - год, когда весной приехали в Киев зодчие-греки - и 1114 год кончины прп. Алипия!.

Смотрим: Поселянин Е. Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. - М: АНО "Православный журнал «Отдых христианина»", 2002. 2 т., https://www.sedmitza.ru/lib/text/440293/:

"По преданию, чудотворная Свенская икона написана преподобным Антонием [Явная ошибка то ли у Поселянина, то ли в Интернете: не мог же Антоний писать на иконе сам себя! Имеется в виду, конечно же, Алипий.], который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую Печерскую церковь.

На золотом возвышенном троне, поставленном на особом амвоне, величественно восседает Царица Небесная; правая стопа Ее покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери восседает Предвечный Младенец Господь наш Иисус Христос; в левой руке Он держит шар, а правой рукой благословляет молящихся. Пречистая Дева держит Своего Божественного Сына обеими руками. По сторонам трона на особых возвышениях стоят с правой стороны преподобный Феодосий Печерский, а с левой — прп. Антоний; в руках того и другого длинные свитки с письменами. На свитке у прп. Феодосия написано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистой Своей Матери мною, рабом Твоим Феодосием, егоже утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного (на) хвалу и славословие Тебе».

На свитке же прп. Антония Печерского стоит следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа помощника». Преподобный Феодосий изображен на иконе без клобука, с открытой головой, в мантии и епитрахили, а прп. Антоний представлен в полной монашеской схиме. Размеры иконы: пятнадцать с половиной вершков в длину и девять с половиной вершков в ширину.

В настоящее время Свенская икона Богоматери находится в мужском Брянском Успенском монастыре [это писано давно, и сейчас икона в Третьяковке], расположенном в 3 верстах от города Брянска, на горе, при реке Днепре, против реки Свены, впадающей в Сейм. По имени реки и самый монастырь называется Свенским. Название монастыря перешло и к иконе. В монастыре Свенская икона находится с 1288 года, а до этого времени она пребывала в Киево-Печерской лавре, где прославилась чудесами.

Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, лишился зрения. Услыхав о чудесах и исцелениях, происходивших у чудотворного образа Печерской Богоматери и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских, князь послал в монастырь Печерский гонца с милостыней и просьбой прислать к нему в Брянск чудотворную икону для испрошения исцеления. Посоветовавшись с братией, архимандрит печерский отпустил икону со священником по реке Десне. Во время плавания лодка вдруг остановилась среди Десны. Сопровождавшие икону решили было провести ночь на реке Свене, но лодка вдруг двинулась вперед. Путники причалили и провели ночь на правой стороне реки Свены. Утром они пошли к лодке, чтоб помолиться чудотворному образу Богоматери, но его там не оказалось. Решив отыскать икону, путники взошли на берег и поднялись на гору, находившуюся против реки Свены. Здесь они и нашли икону стоящей на большом дубе между ветвями. Весть об этом чуде дошла до князя Романа. Сопровождаемый священниками, он пришел пешком к месту, где стоит ныне Свенский монастырь..." и т. д.

  • 2) Печерской с предстоящими Антонием и Феодосием (1085)

Поселянин:

"Она находится в пещерах Киево-Печерской лавры. Богоматерь изображена на ней сидящей на троне, с короной на голове. Руки Свои она возлагает на коленопреклоненных Антония и Феодосия, чудотворцев Печерских. На коленях у Богоматери изображен Спаситель, обеими руками благословляющий преподобных. По бокам трона представлены два ангела. Подобным образом изображаются следующие иконы: Ярославская-Печерская (коей празднуется 14 мая), Свенская (3 мая), Псково-Печерская (15 августа) и другие".

  • 3) Печерской-Нерукотворенной (на стене Великой церкви) (1085/1105) - в современном календаре РПЦ нет.

Поселянин:

"Такое название эта икона имеет потому, что она сама собой образовалась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской лавры на стене алтаря. В печерском Патерике об этом знаменательном чуде повествуется следующее: «Иконописцы принялись за дело — украшать храм. Во время трудов их в алтаре невидимой силой сама изобразилась икона Богоматери. С недоумением смотрели они на образ, и вдруг просветился он паче солнца, так что иконописцы должны были пасть ниц. Когда они приподнялись с земли и стали смотреть на икону, вдруг из уст Богородицы вылетел белый голубь, полетел горе, к образу Спасителя и там скрылся. Через несколько времени голубь вылетел из уст Спасителя и летал по всей церкви, подлетая к иконам всех святых, и сел за чудотворной местной иконой Богоматери. Стоявшие внизу хотели его поймать, но он опять влетел в уста Спасителя, и свет облистал иконы»".

То же - плюс ДАТА явления! - см. здесь: https://azbyka.ru/days/ikona-pecherskaja-nerukotvorennaja

В 3-м томе "Настольной книги священнослужителя" (М., 1979), https://pstgu.ru/download/1183108544.tom_3.pdf под 3 мая (с. 267): "Икон Божией Матери: Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда (1073); Печерской-Нерукотворенной (1085); Печерской (с предстоящими святыми Антонием и Феодосией) (1085); Свенской-Печерской (1288); Яскинской-Печерской (682).

Там же на с. 272 - описания:

Печерская-Нерукотворенная икона Божией Матери явилась в Великой церкви Киево-Печерского монастыря в 1085 году.

Печерская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими изображает Божию Матерь сидящую на троне с короной на голове. Свои руки Она возлагает на коленопреклоненных преподобных Антония и Феодосия. На коленях у Божией Матери — Богомладенец, благословляющий обеими руками. По сторонам трона стоят склоненные Ангелы.

Свенская-Печерская икона Божией Матери была написана преподобным Алипием Печерским († около 1114, память 17 августа, смотри под этим числом сведения о нем [1]). На иконе изображена Божия Матерь, сидящая на престоле, на коленях у Нее Богомладенец. Справа от трона стоит преподобный Феодосии, а слева — преподобный Антоний Печерские. До 1288 года она находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась чудесами, и в 1288 году была перенесена в Брянский Свенский монастырь... (и т. д.)

Яскинская-Печерская икона Божией Матери явилась 3 мая 682 года в Константинополе и впоследствии была принесена в Киево-Печерскую Лавру, где также прославилась множеством чудотворений.

Вот так. Три разные иконы. И никакой путаницы.



[1]  Интересно, что под 17 вгуста НЕТ никаких "сведений", только упоминание в списке святых.

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 530
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: Печерская и Свенская иконы Божией Матери
12.06.2022 19:08:24 в ответ на "Re: Печерская и Свенская иконы Божией Матери" (Губин Андрей Владимирович)

> > Хм, кстати, да - у нас в календаре 3 мая есть отдельное празднование Печерской-нерукотворенной иконе (1085), помимо другой Печерской иконы (1085) и Свенской (1288). В патриархийном календаре отдельное празднование Нерукотворенной иконе отсутствует: http://calendar.rop.ru/?idd=136. Все стало чуть более запутанным. К прошлому вопросу добавляются новые: откуда у нас эта отдельная память
> Посмотрите пожалуйста, кто вносил такие правки, возможно Вы сами

Дата внесения 14 мая 2005 года Александром Ивановым - https://drevo-info.ru/articles/diff/1361.html с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием; а Печерской-Нерукотворенной 16 февраля 2017 года - д. Александром Васильевым https://drevo-info.ru/articles/diff/149768.html из Настольной Книги Священнослужителя, изд-во Московской Патриархии, М., 1979, т. №3, с. 272, http://pstgu.ru/download/1183108544.tom_3.pdf

> >> и не об одной ли иконе Печерской тут речь, учитывая год обретения?
> Об одной однозначно (Киево- и нерукотворенная Печерская), потому что, в каноннике называется Печерской-нерукотворенной с памятью 3 (16 мая) и канон ей является спаренным с каноном Свенской-Печерской (гласы ирмосов разные 4 и 8) [1], а в акафисте - Киево-Печерской с одними и теми же событиями (Кондак 8: в алтаре на стене сам образ Твой написася ... и просветися паче солнца... из уст образа твоего излете голубь бел..) с той же памятью 3 (16 мая) [2]. Из этого акафиста известна история происхождения КПЛ.



[1]  Богородичный канонник (Каноны Пресвятой Богородице, чтомые пред ея святыми иконами) Том. II; М. и СПб, изд-ва "Лествица" и "Диоптра", 2003, с. 46-64.

[2]  Акафисты Киево-Печерской Лавры Том II (Акафисты чудотворным иконам и святым, особо чтимым в Киево-Печерской Лавре) КПЛ, 2007, с. 5-32.

Ответить