Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ХАРИТОН КУДИНСКИЙ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1994
Дата регистрации: 03.04.2013
На заметку:
10.12.2021 16:21:08

> Мощи его покоились под спудом в церкви монастыря, который в XIX веке уже не существовал, будучи обращённым в приход. Имя его содержалось в старинных рукописных святцах [См. Словарь исторический о святых, с. 271; Архим. Леонид. "Св. Русь", с. 70; Барсуков Н. Источники агиографии, с 578.].

В указ. источниках: а) о том, что мощи находились именно в церкви - вроде бы да, но может быть и нет (о чем ниже); б) имя в старинных святцах - есть упомин. о титуле в синодиках, "пр. Харитон", но в указ. источниках без даты местной памяти:

Цитаты, см. замечание к пункту а):

  • "33. Харитонъ Кудинскій прянадлежить къ числу мѣстночтимыхъ святыхъ русской церви, не находящихся въ мѣсяцесловахъ и богослужебныхъ книгахъ греческой русской церквей (Архим. Сергія Полный мѣсяцесловъ Востока, т. II, указ.III, cтр. 208; въ дополненіяхъ прилож. I, cтр. 272). „Въ Новгор. Соф. лѣтописи упомянуто, что въ ономъ прежде бывшемъ монастырѣ имѣются пр. Харитона, игумена упомянутого монастыря, мощи подъ спудомъ; но гдѣ оныя именно тамъ въ землѣ лежать, никто о томъ нынѣ изъ тямощнихъ жителей обстоятельно не знаетъ" (Амвросія Ист. рос. іерархіи, часть ІV, cтр. 878 и 879. Москва. 1812)".
  • "34. Тороп. писц. книга 1540-41 гг., л. 96: «Въ Кудинской же переварѣ, на пустынкѣ, церковь Троица святая стала нова, после писма князя Семена Курбскго, на рекѣ на Торопице, на пустоши на Вьзглядовской Власка Ѳролова. Въ келье—строитель Харитоней да чернецъ Кипреянъ. И въ монаетырю помѣчена пожня Ковердяенъсная, что косилъ Семенъ Роздеришинъ, да пожню же Галову Иевлева сына Иванова на усть Кудинъского озера, подлѣ тое же пожни, да пожню же Жука Назарьина на Илюшкинѣ, подъ боромъ. Да противъ манастыря—болотца»".

  • Побойнин И. Торопецкая старина. Исторические очерки города Торопца с древнейших времен до конца XVII века. Издание ОИДР. Москва, 1902, с. 117 (сноска 33 и 34):

У Спасского, без даты памяти, стр. 272: http://books.google.com/books?id=0YtmAAAAcAAJ&pg=RA2-PA270

Ответить
Панайот Кофалалос
пользователь
православный, УПЦ

Сообщений: 390
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: На заметку:
10.12.2021 23:14:38 в ответ на "На заметку:" (Олексій Тре)

> * _"33. Харитонъ Кудинскій прянадлежить къ числу мѣстночтимыхъ святыхъ русской церви, не находящихся въ мѣсяцесловахъ и богослужебныхъ книгахъ греческой русской церквей (Архим. Сергія Полный мѣсяцесловъ Востока, т. II, указ.III, cтр. 208; въ дополненіяхъ прилож. I, cтр. 272).

Я виноват, прокололся, дав ссылку на книгу и не указав ее автора - одного из авторитетнейших русских агиографов. Заодно нашёл источник, откуда мною когда-то были скачаны сканы этой книги. Правильно будет так:

Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и св. угодников Божиих в нашем Отечестве. Выпуск I-й сентябрь (Прибавление к Подольским Епархиальным Ведомостям). - Каменец-Подольск: Типография Подольского Губернского Правления, 1893. - С. 199-200. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/books/file/22017-Месяцеслов-Сентябрь.pdf (поиском по файлу сс. 156-157).

Доверять ли дате местной памяти, указанной владыкой Димитрием на основании древних святцев, каждый решает для себя сам.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1994
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: На заметку:
11.12.2021 15:55:42 в ответ на "Re: На заметку:" (Панайот Кофалалос)

> Доверять ли дате местной памяти, указанной владыкой Димитрием на основании древних святцев, каждый решает для себя сам.

Вероятно, архиеп. Димитрий (Самбикин) указал не полный список: "Имя его внесено въ старинные рукописные святцы. См. Словарь историческій о святыхъ, стр. 271; Архим. Леонидъ, „Св. Русь", стр. 70. Барсуковъ Н , Источники агіографіи, 578 стр.". В указ. источниках нет ни даты памяти ни указаний на какие-это конкретные рукописные святцы, кроме упоминания у Эристова, без даты памяти, с. 240: http://books.google.com/books?id=KSNfAAAAcAAJ&pg=PA240 (сноска 315 на с. 260: http://books.google.com/books?id=KSNfAAAAcAAJ&pg=PA260 ) на Псковский Синодик [1]. Уже в 1812 году место погребения прп. Харитона было неизвестно (под спудом) и не факт, что это была сама церковь.



[1]  Хронологическій списокъ Псковскихъ Угодниковъ Божіихъ, издревле во Псковѣ почитаемыхъ, изъ коихъ иные внесены уже Россіискою Церковію и въ Мѣсяцесловы Церковные, иныхъ память творится только въ Церквяхъ при гробахъ ихъ, а иные вписаны только во Псковскіе Синодики Церковные, с. 80: http://books.google.com/books?id=yVqOBQAAQBAJ&pg=PA80 (начало списка, с. 74: http://books.google.com/books?id=yVqOBQAAQBAJ&pg=PA74 ).

Ответить