Обсуждение статьи "ГОЛУБЕВ КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ"

Дмитрий С.
пользователь
православный

Сообщений: 7
Дата регистрации: 14.04.2015
Неточность в датах
29.10.2021 15:52:28

Константин Голубев окончил Саратовскую ДС в 1876 году и вряд ли мог в 1874 году отправиться миссионером в с.Барановку, тем более, что в 1875 г. он числился учеником 5-го класса семинарии.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1777
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Неточность в датах
30.10.2021 00:28:28 в ответ на "Неточность в датах" (Дмитрий С.)

> Константин Голубев окончил Саратовскую ДС в 1876 году и вряд ли мог в 1874 году отправиться миссионером в с.Барановку, тем более, что в 1875 г. он числился учеником 5-го класса семинарии.

В 1876 году он окончил семинарию по I разряду со званием студента [1].

Вопрос: мог ли член Братства Св. Креста по окончании 4-го курса семинарии быть времено допущен исполнять обязанности школьного учителя и быть помощником штатного миссионера?

Может быть и мог. А может быть 1874 год - это результат логической ошибки. После окончании семинарии Конст. Алексеев. Голубеву было присвоено звание студента семинарии - в Памятной книжке Саратовской епархии за 1880 год (с. 288) в списке преподователей Вольского ДУ так и сказано - "Студ. Константин Алексеевич Голубев".

В Саратовских ЕВ читаем:

"Миссіонеры: свящ. Матв. Васильевъ, Викентій Колпиковъ, и. д. псаломщика Лебедевъ, Конст. Голубевъ (студентъ Семинаріи), Конст. Поповъ, Дороѳеевъ." [2].

" Миссіонерская дѣятельность въ с. Барановкѣ. Вольснаго уѣзда. Въ с. Барановкѣ, по отзыву миссіонера Константина Голубева, находятся три секты: Спасовская, Поморская и Бѣглопоповская." [3].

Очерк села Барановки, Вольского уезда // Саратовские епархиальные ведомости. 1885. №2 (31 января), отд. неофиц. с. 46-58:

"Со времени новаго положепія о штатахъ, въ Барановкѣ оставлены священникъ и два псаломщика".

"По мѣстнымъ метрикамъ и другимъ церковнымъ заиисямъ имена священнослужителей мы можемъ прослѣдить только съ 1802 г. Вотъ они: /.../ Елевферій Питаевскій (1867), Матвѣй Ник. Васильевъ (1868 -1881), отличный миссіонеръ, нынѣ протоіерей новаго собора въ г. Вольскѣ, Александръ Васильевичъ Архангельскій (съ 1881 г. по настоящее время);"

"Для противодѣйстствія мѣстному расколу въ Барановкѣ открыто Саратовскимъ братствомъ св. Креста миссіонерство въ 1866 г. Для этой цѣли имѣется здѣсь противораскольническая окружная сельская библіотека. Лучшимъ миссіонеромъ былъ здѣсь священнникъ Матвѣй Н. Васильевъ, которому давались отъ братства св. Креста помощники, окончившиѣ курсъ Саратовской духовной семинаріи, Голубевъ и Сергіевскій, /.../ Со времени учрежденія въ Барановкѣ миссіонерства въ 1866 г., открыто было здѣсь церковно-приходское училище, которое помѣщалось въ церковной сторожкѣ. Учителями въ немъ были миссіонеры; учениковъ набиралось ежегодно до 30. Это училище существовало до 1882 г. "

> В 1876 году представил написанные им пробные лекции и по рассмотрении их епископом Тихоном и был утвержден учителем русско-славянского языка Вольского духовного училища и назначен, как миссионер Братства Святого Креста, руководителем миссионерских бесед и блюстителем противораскольнической библиотеки в городе Вольске.

Первое несоответствие - Конст. Голубев упомянут миссионером в Барановке (а не Вольске) в отчетах за 1877 и 1878 год (см.цитаты выше). Второе несоответствие (о переводе в Вольск), см. ниже:

"Кромѣ существовавшихъ миссіонерскихъ становъ въ епархіи, въ настоящемъ году открылся новый въ г. Вольскѣ. - Учитель мѣстнаго духовнаго училища Голубевъ, состоявшій прежде миссіонеромъ Братства въ селѣ Барановкѣ Вольскаго уѣзда, при сочувственномъ содѣйствіи г. г. смотрителя, преподавателей училища и городскихъ священішковъ, 25-го февраля открылъ собесѣдованія съ глаголемыми старообрядцами въ зданіи духовнаго училища " [4].

Выводы: назначение на преподавательскую должность в Вольское ДУ было не в 1876 году, а в промежутке между второй половиной 1878 и февралем 1879 (скорее всего перед или после начала 1878/9 учебного года). Похоже, имеет место смещение дат - Барановка (не 1874, а 1876), Вольское ДУ (не 1876, а 1878)

> Родился в 1852 году в селе Барановка Вольского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика.

Не принципиально, но сын не псаломщика, а пономаря: "Список Учениковъ Семинаріи. Явившихся послѣ Рождественскихъ каникулъ 1870/71 ѵчебнаго года, послѣ установленнаго срока. Голубевъ Константинъ [Куда были увольняемы ученики.] къ матери, села Барановки, Вольскаго уѣзда, пономарицѣ Маріи Голубевой" [5].



[1]  Саратовские ЕВ. 1876. №25 (13 июля), с. 276.

[2]  Список Братства Св. Креста // Саратовские ЕВ. 1878. №24 (30 июня), с.431.

[3]  Отчет Саратовскаго православного, церковного Братства Св. Креста за 1877 год // Саратовские ЕВ. 1878. №14/15 (22 апреля), с. 295-299.

[4]  Извлечение из протоколов Совета Братства Св. Креста за 1879 г. // Саратовские ЕВ. 1879. №24 (30 июня), с.431.

[5]  Саратовские ЕВ. 1871. №10 (16 мая), с. 197.

Ответить
Дмитрий С.
пользователь
православный

Сообщений: 7
Дата регистрации: 14.04.2015
Re: Неточность в датах
31.10.2021 00:43:53 в ответ на "Re: Неточность в датах" (Олексій Тре)

В ЕВ № 21 от 8 июня 1878 г. (стр. 183) Константин Голубев уже упоминается как учитель Вольского училища. В № 35 (стр. 391) указывается, что он занял место учителя в 1878 г. (ошибка в инициалах).

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1777
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Неточность в датах (для модератора)
31.10.2021 01:09:11 в ответ на "Re: Неточность в датах" (Дмитрий С.)

> В ЕВ № 21 от 8 июня 1878 г. (стр. 183) Константин Голубев уже упоминается как учитель Вольского училища

Значит был назначен не перед началом нового учебного года, а под окончание старого

> В № 35 (стр. 391) указывается, что он занял место учителя в 1878 г. (ошибка в инициалах).

Других Голубевых в Вольском ДУ в Памятной книжке Саратовской губ. на 1880 год нет:

"Наставники состоять на должности тѣ же самые, кои были въ прошедшемъ 1876 - 77 учебномъ году, кромѣ Голубева и Моногенова. Г. Голубевъ, по сдачѣ трехъ пробныхъ уроковъ, въ присутствіи членовъ правленія и баллотировки, съ утвержденія Его Преосвященства занялъ должность учителя Русскаго языка въ настоящемъ 1878 году, а учитель Моногеновъ, среди учебнаго года, оставилъ должность учителя по прошенію и поступилъ помощпнкомъ настоятеля въ с, Воскресенское ..." [1].



[1]  См. Краткие сведения об учебно-воспитательной части Вольского духовного училища // Саратовские ЕВ. 1878. №35 (23 сентября), с. 391.

Ответить