Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Форум: Общие темы

д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Прот. Георгий Митрофанов: "Открывать для Церкви тех подвижников, которых народ забыл"
19.11.2020 00:15:46

"Прииди́те, мучениколю́бцы вси́..."

Время от времени вспоминается принятое в "Древе" (но не всеми разделяемое) правило: включать в календарь только тех святых (речь о не включённых в календарь РПЦ, преимущественно о западных подвижниках), о чьём православном почитании есть информация.

В очередной раз попался мне материал, косвенно полемизирующий с такой точкой зрения, хотя и ставящий в конце вполне трезвую точку. Это интервью прот. Георгия Митрофанова, 20 лет бывшего членом Синодальной комиссии по канонизации святых. Чтобы было понятно, почему вдруг он, говоря преимущественно о новомучениках, вышел и на интересующую меня тему, начну цитирование несколько издалека. То, на что мне хочется обратить внимание читающих, выделю полужирным шрифтом.

Народное почитание очень многих подвижников благочестия у нас отсутствует. Если бы вы мне задали вопрос: "Кто из святых, канонизованных вашей комиссией, полностью соответствует основным критериям?" – то я назвал бы буквально несколько имен. Среди этих имен, прежде всего, я упомянул бы имена святого праведного Иоанна Кронштадского и блаженной Ксении Петербургской. Именно эти подвижники почитались весь советский период особенно глубоко, хотя это и было очень затруднительно, так как власти всячески препятствовали их почитанию. ... советская цензура запрещала упоминать имена блаженной Ксении и отца Иоанна Кронштадтского, как и имя преподобного Серафима Саровского, даже в "Журнале Московской Патриархии". Вот каково было стремление властей [добавлю в скобках: и диавола! -- диак. А. В.] изгладить из памяти Церкви тех подвижников, которые так безусловно почитались. Что говорить в этом отношении о новомучениках! Конечно, о них тем более было невозможно говорить._

Таким образом, почитание многих подвижников у нас просто должно было отсутствовать. Что касается чудотворений, то они имеют место именно тогда и именно там, когда и где происходит почитание умерших подвижников благочестия. А если нет почитания, то откуда взяться чудотворениям и как они могут фиксироваться в таких условиях? Кроме того, перед нами встал еще один сложный вопрос. Почитание каким народом мы должны учитывать? Нам иногда предлагают прославить подвижника, указывая на то, что он очень почитается всеми: верующими и неверующими, мусульманами и буддистами. Но в таком случае мы должны поставить вопрос о канонизации Кашпировского, Чумака и бабы Нюры, которых очень почитал советский человек. Это нелепо. Значит, мы должны опираться на почитание именно церковным народом. Но и здесь есть определенные трудности. Что такое церковный народ, как определить его границы? Часто говорят, что в России 80% православных. На самом деле, 80% - это граждане Российской Федерации славянского происхождения, то есть потомки православных. Крещеных в нашей стране наберется чуть больше половины, но ведь и это еще не церковные люди. Воцерковлен тот, кто хотя бы раз в год причащается и исповедуется. Таких у нас в стране не более 3-4%, но даже и среди них немало людей религиозно невежественных. Эти люди предлагали нам канонизовать, например, Ивана Грозного, Распутина и даже Сталина. Вот такие идеи бродят в сознании нашего церковного народа. Так на кого же нам опираться в своей работе, на чье мнение?

Мы довольно рано поняли, что нам придется, не опираясь в большинстве случаев на почитание подвижников церковным народом, не имея свидетельств чудотворений, открывать для Церкви тех подвижников, которых народ забыл, не мог не забыть в предшествующий период. При этом мы понимали, что должны будем проявлять очень большую осторожность и тщательность в работе, чтобы не допустить прославления тех, кто этого не достоин.

Ключевые слова священника, осознавшего, что в наше последнее время мало констатации, - следует "открывать для Церкви тех подвижников, которых народ забыл"!

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4748
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Прот. Георгий Митрофанов: "Открывать для Церкви тех подвижников, которых народ забыл"
19.11.2020 06:52:08 в ответ на "Прот. Георгий Митрофанов: "Открывать для Церкви тех подвижников, которых народ забыл"" (д. Александр Васильев)

> Время от времени вспоминается принятое в "Древе" (но не всеми разделяемое) правило: включать в календарь только тех святых (речь о не включённых в календарь РПЦ, преимущественно о западных подвижниках), о чьём православном почитании есть информация.

Все верно написано, с одной ремаркой: Древо не является комиссией по канонизации, сайт не должен и не имеет права самочинно возрождать почитание святых. Именно поэтому необходимо обоснование включения каждого нового имени - Древо фиксирует существующее положение, а не занимается самодеятельностью. Именно отсюда мое настороженное отношение к Вашему энтузиазму в отношении добавления новых имен западных святых.

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Прот. Георгий Митрофанов: "Открывать для Церкви тех подвижников, которых народ забыл"
19.11.2020 16:30:07 в ответ на "Re: Прот. Георгий Митрофанов: "Открывать для Церкви тех подвижников, которых народ забыл"" (Александр Иванов)

1) Почитание святых - это есть факт признания Церковью святости того или иного человека. В позднейшие времена появилась специальная процедура - канонизации (на Западе использовалась формула "подтверждение культа (почитания) святого"), до этого был просто консенсус церковного народа и иерархии. Если Церковь признала человека святым, это не может быть отменено. (Церковь не знает деканонизации. Были прецеденты, называвшиеся "приостановлением почитания" - как с Анной Кашинской. То же, что произошло в РПЦ с новомучениками в 2013 году, до сих пор так и не имеет ни вразумительного объяснения, ни соборного подтверждения. Я почти уверен, что если у этого міра ещё есть впереди хотя бы лет 50, то всех оклеветанных Павлом Проценко и его вольными или невольными единомышленниками святых вернут в святцы.) Поэтому для возобновления почитания святого, по разным причинам забытого, затерявшегося, не требует ни по букве, ни по духу никакого специального решения или благословения.

2) Несмотря на вышесказанное, есть случаи, с которыми следует разбираться. При всём моём "энтузиазме", как Вы это называете, я не только не предложу в календарь "Древа", но и в свой личный календарь не внесу, скажем, прославленного на Западе папу Римского Николая I Великого (+ 867, память зап. 13.11). А вот сщмч. Адальберт (Войтех) Пражский в моём календаре безусловно есть. Потому что никаких разумных доводов против я склько ни старался, так и не нашёл. А нежелание прославлять его главы Чешской Церкви, который при этом считает возможным прославить как православных святых Яна Гуса и иже с ним, я принимать во внимание не собираюсь.

3) > Именно отсюда мое настороженное отношение к Вашему энтузиазму в отношении добавления новых имен западных святых.

Видите ли, Александр Юрьевич, я это постоянно чувствую, и надо сказать, положительных эмоций это у меня не вызывает. Потому что несмотря на весь мой "энтузиазм", как Вы его ругаете, я в "Древе" придерживаюсь правил, принятых здесь. Вряд ли у Вас был повод в этом усомниться. Я не захожу за границы, обозначенные в появившейся у меня несколько лет назад и одобренной Вами книге Клода Лапорта - оказавшейся на поверку суммой сведений из "Les saints de notre heritage" - источника, рекомендованного в списке "Древа". Иными словами, если я ещё продолжаю "играть" в "Древо", то соблюдаю правила игры (я сейчас о западных святых, а не о моём скверном характере).

3а) И кстати, по поводу итальянского сайта. "Официальные сайты православных епархий" - в списке одобренных в разделе "Источники". Вряд ли следует закручивать гайки ещё туже.

Ответить