Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "МАМАНТ КЕСАРИЙСКИЙ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1997
Дата регистрации: 03.04.2013
Мама "Сигматский" - это перебор
18.04.2020 11:17:08

в продолжении темы: http://drevo-info.ru/forum/16280.html

> 2. Вторая память - Мч. Мамант (Ὁ Ἅγιος Μάμας πέραν ἐν τῷ Σίγματι) ... тот же, (но - видимо, стоит, предположение) что и - МАМАНТ КЕСАРИЙСКИЙ (+ 275) Память 2 сентября. https://www.synaxarion.gr/gr/sid/109/sxsaintinfo.aspx
> Вопрос - ставить это предположение о идентичн., внесенное в греческ. календарь? Сейчас он стоит как - МАМА СИГМАТСКИЙ

Улыбнуло. Архиеп. Сергий Спасский, см. http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatseslo...k/2 , под 12 июля писал:

"Маманта въ Сигмѣ, (не далеко отъ Влахернъ въ Царьградѣ). (Петр. Шиф. Сирм. 1429 іюля 13. Храмъ сего мученика построенъ импер. Львомъ (457-474) по случаю пожара. См. 1 и 2 сент.)".

Его же "Заметки" за 1 сентября:

"Въ александрійской хроникѣ описывается пожаръ при Львѣ Великомъ (457-474), бывшій въ VII индиктіонъ, на 12 году его царствованія, слѣдовательно въ 469 сентябрскомъ и 468 январскомъ годѣ. Съ 1 сентября начинался индиктъ. Подобнаго сему пожару въ Царьградѣ не было никогда: городъ горѣлъ отъ моря до моря. Авторъ Константинопольскихъ древностей говоритъ, что городъ горѣлъ 6 мѣсяцевъ и что императоръ устрашенный вышелъ къ морю и построилъ храмъ Маманта въ Сигмѣ и портикъ.. (Дю- Канжъ lib. II. 118. Ваndurii аntiquit. 57. 732). Освященіе его 12 іюля (См. греч. минеи) ".

[Несколько замечаний]:

В Константинополе было несколько районов под названием Сигма. Например, так наз. участок стен Феодосия севернее Третьих военных ворот. Форма этого участка стены была похожа на букву греческого алфавита "Сигма", развернутую открытой частью к фронту. Это же название "Сигма" получил квартал Константинополя, примыкавший к этому участку городской стены.

Как писали раннее, в простонародье даже возводили название "Сигма" к греческому слову σείσμα, "землетрясение". См., Памятники искусства в «Жизнеописании Василия» Константина Багрянородного // Византийский Временник. 1981, Том 42 (67), с. 179: сноска 6: http://www.vremennik.biz/opus/BB/42/52513

Как пишут сейчас, см. ПЭ, http://www.pravenc.ru/text/2057122.html :"Место Сигма, возможно, получило название от полукруглого портика и находилось между цистерной Мокия и мон-рем Пресв. Богородицы Перивлепты".,

Так или иначе, квартал Сигма располагался между площадью Аркадия и Золотыми воротами, несколько в стороне от Мессы. См. под № 117 в нижн. прав. углу карты указана церковь св. Маманта, http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9d/Byzantine...svg подробнее, здесь https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bb/Byzantin...png

О др. р-не совр. Стамбула (квартал Галаты, совр. Бешиткташ) пишет, г-н Попов И.Н., см. его "Маманта святого монастырь" // Православная энциклопедия, Т.43, С. 281- 282, где он ничего не упоминает ни о названии квартала "Сигма", ни о землятресении, и приводит сов сем др. цифры даты:

[монастырь] "близ К-поля, был расположен на зап. (европейском) берегу прол. Босфор, в совр. стамбульском районе Бешикташ. Руины мон-ря и имп. резиденции рядом с ним были известны еще в 1-й пол. XX в.; к наст, времени полностью утрачены. Мон-рь был посвящен мч. Мамонту Кесарийскому (пам. 2 сент.; пам. зап. 17 авг.). В 469 г. на берегу Боспора (ныне Босфор) был построен торговый порт, с того же времени существовал имп. дворец с ипподромом. Об основании М. м. в Византии были известны 2 предания. Согласно 1-му, его основателем был евнух Фарасман, придворный имп. Юстиниана I (527-565) (..). По 2-й версии, мон-рь построен Гордией, сестрой имп. Маврикия (582-602) (..).Вероятно, обе версии исторически обоснованы, т. к. мон-рь, возникший в сер. VI в., мог быть перестроен Гордией или возведен в ранг дворцового владения. Существовало также мнение, что М. м. основан самим имп. Маврикием (..). С VII в. в кафоликоне мон-ря находились могилы семьи имп. Маврикия и августы Константины, большинство членов к-рой погибли в результате переворота Фоки в 602 г. < .. > Согласно договорам Византии с Русью 907 и 944 гг., порт Маманта был единственным местом, где имели право жить легально рус. купцы. Отсюда им позволяли ездить на основные рынки К-поля группами не более 50 чел., без оружия, и торговать беспошлинно (ПВЛ. 1996. С. 17,24, 153, 160-161)..."

- по данным Георгия Кодина, 1904 г., со ссылками на розыски проф. Ф. Успенского, в КПоле было 2-а монастыря св. Маманта - один за Влахернами, а др. в Галате около которого жила "Русь". См. Кодин Г. "О древностях Константинополя". Ч.2. (фактически "Словарь древностей Константинополя" Г.Ласкина), С. 122-123: http://history-fiction.ru/books/all_1/region_126_1/book_2795/

Пока все.

Итак, 12 июля - это храмовый праздник, день освящения, на наст. момент давно не существующего, храма в Сигме. "Мама Сигматский" - это перебор, если называть район "Сигма" как "Сигматы", то это режет слух.

Вдогонку, на заметку, Дмитрий Скарлатос, Κωνσταντινούπολις: Τόμος Β, σ. 8: http://books.google.com.ua/books?id=JOxrCAAAQBAJ&pg=PA8

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1997
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: "до 469 года" или "после пожара 469"
18.04.2020 23:32:33 в ответ на "Мама "Сигматский" - это перебор" (Олексій Тре)

> О др. р-не совр. Стамбула (квартал Галаты, совр. Бешиткташ) пишет, г-н Попов И.Н., см. его "Маманта святого монастырь" // Православная энциклопедия, Т.43, С. 281- 282, где он ничего не упоминает ни о названии квартала "Сигма", ни о землятресении, и приводит сов сем др. цифры даты:

"На основании данных письменных источников можно предположить существование в разное время в Kонстантинополе трёх монастырей св. Маманта. Предположение о том, что один из них в Х в. находился в Пере (район Бешикташ) не может быть обосновано наличными свидетельствами. Монастырь св. Маманта, располагавшийся некогда к северу от Влахерны, на берегу Золотого Рога, ко времени заключения договоров уже не существовал. Все активные гавани города в это время были расположены вдоль Мраморного моря, что даёт достаточно оснований для поиска резиденции русов именно здесь. Данные османского дефтера, а также контекстный анализ письменных свидетельств и данных археологии, позволяет локализовать квартал св. Маманта, а также одноименный монастырь к северо-западу от гавани Феодосия, в районе, соседствовавшем со стеной Феодосия и рекой Ликос".

См. Андрощук Ф. А. Константинопольские монастыри св. Маманта и место резиденции руских купцов в X веке. Ruthenica : альманах.- Киев. - 2012. - Вип. 11, С. 7-28: http://resource.history.org.ua/issue/ruthenica/2012/11

Там же, на с. 8-9 автор цитирует проблемное утверждение Литаврина:

"Монастырь уже существовал, когда после пожара 469 г. Лев I (457–474) воздвиг здесь всего за полгода роскошную загородную резиденцию - дворец с ипподромом, портиками и оборудованной гаванью; дворец стал местом празднеств и развлечений василевсов"

Далее, автор статьи замечает:

"Вывод Г.Г. Литаврина содержит два дискуссионных момента. Первый касается ранней истории монастыря, которая известна только по Патрии Константинополя [1] − источнику фольклорного происхождения". - т.е. датировка "до 469" весьма сомнительoна [2]

И, здесь, если говорить о датах, не важно, существовал ли монастырь до 469 или нет, в данном случае, есть только информация со ссылкой на александрийскую хронику о том, что храм был освящен после пожара. А пожар был на 12 год правления имп-ра Льва . - Ещё раз, об этом см. Дмитрий Скарлатос Византий, Κωνσταντινούπολις: Τόμος Β, σ. 8: http://books.google.com.ua/books?id=JOxrCAAAQBAJ&pg=PA8



[1]  См. на Wiki Patria Konstantinupoleos: https://ru.wikipedia.org/wiki/Patria_Konstantinupoleos

[2]  Ольга Викторовна Лосева была агиограф, спец. по нов. времени, но не специалистом по ранним векам: http://slovene.ru/2017_1_Afinogenova.pdf

Ответить