Гавриила только чтение православие Сообщений: 1380 Дата регистрации: 27.07.2018 |
Богословие св. образа Богородицы. Списки
12.04.2019 20:17:24 |
|
Может пригодится добавить - источник: http://св-троица.рф/25-yanvarya-den-prazdnovaniya-ikony-bozh...f17. Списки «Млекопитательницы» в России: К сюжету на иконе также можно отнести и евангельские строки: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11:27.). Именно эти строки из Евангелия от Луки послужили наименованием иконы «Блаженное Чрево», списка с иконы «Млекопитательница», пришедшей в Россию. Согласно сказанию из рукописного сборника 1714-1716 гг., икона была принесена в Москву в 1392 г. из «Бара града Римския области», где она стояла при гробе свт. Николая, архиеп. Мирликийского; ее доска была сделана из «чудных разных многих древес»[18]. Икона «Млекопитательница» или «Блаженное Чрево» находилась в Благовещенском соборе до 1924 года; дальнейшая ее судьба неизвестна. «Млекопитательница» – Минская. В 1650 году в 20-ти верстах от Минска в урочище Крестогорск на высоком дереве была обретена икона «Млекопитательница». На месте явления иконы вскоре был выстроен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, а икона была помещена над царскими вратами. Для почитания иконы был устроен механизм, который опускал икону вниз. «Блаженное Чрево — Хабаровская». К 400-летию со дня рождения Ерофея Павловича Хабарова в 1664 году была написана икона Божией Матери «Блаженное Чрево — Хабаровская». В этот год иконописец Иван Авксентиев делает список с древней Барловской иконы XIV века и на нижнем поле помещает надпись: «…году генваря списан сий образ с чудотворнаго образа греческого письма зовется Хабаровская, а стоит против царского места на аналое Благовещения Пречистыя Богородицы у государя на сенях, а списал архиепископа Рязанского Илариона иконописец Иоанъ Авксентиевъ». Сейчас она находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. «Млекопитательница» Тобольская В 1712 митрополит Иоанн (Максимович) привозит в Тобольск иконы: копию с Черниговской Божией Матери Ильинской на полотне, хранившейся в Тобольском кафедральном соборе, и икону Богоматери «Млекопитательницы».Как отмечает преподаватель Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии, Новосибирска Т.В. Прохорова[19], «в Сибири известны две иконы с таким сюжетом: икона Богоматери Млекопитательницы из Иркутского художественного музея и образ Млекопитательницы из Воскресенского собора г. Семипалатинска (ныне г. Семей, Восточный Казахстан). Икона из Иркутского художественного музея и образ из Семипалатинского Воскресенского собора, скорее всего, являются списками, выполненными с различных оригиналов и отражают тенденции развития иконописи в Западной и Восточной Сибири в XVIII – XIX вв.»[20]. Можно упомянуть и другие известные списки икон «Млекопитательница» 1) Икона «Богоматерь Блаженное Чрево». Кон. XVI — нач. XVII в. Оружейная палата Государственного музея Московского Кремля. 2) Икона «Богоматерь Млекопитательница». Кон. XVII – нач. XVIII в. Древнерусская коллекция Георгия Костаки в Музее им. Андрея Рублева. Москва. 3) Икона «Богоматерь Млекопитательница». XVIII в. Россия. Церковно-археологический кабинет Московской Духовной Академии, Троице-Сергиева Лавра. 4) Икона Млекопитательница XV век. Италия. Патриарший музей церковного искусства в храме Христа Спасителя. С Афона в Россию. 19 век В 1894–1896 гг. архимандрит Гавриил возвел на Ильинском подворье в Одессе великолепный трехпрестольный храм в византийском стиле. Главный престол в нем был освящен во имя чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница». В настоящее время в Одессе находятся два списка «Млекопитательницы». Один, привезенный преподобным Гавриилом Афонским, находится в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре. Справа и слева на рамке иконы находятся редчайшие святыни: часть ризы Христа Спасителя и часть хитона Пресвятой Богородицы. Второй список, аналойная икона Божией Матери «Млекопитательница», находится в Ильинском соборе этого же монастыря, с надписью: «Варваре Ивановне Туробовой в память закладки храма Пр. Илии от настоятеля Афонского Ильинского скита Архимандрита Гавриила 10 ноября 1894 г.». В 1894 г. настоятель скита отец Гавриил, преподнес список «Млекопитательницы» афонской работы в храм Богоявления, что на Елоховом поле, где сейчас в главном приделе московского Богоявленского собора хранится эта икона с надписью: «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память двухмесячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы „Млекопитательница“, принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год». «Млекопитательница» Тульская. 1859 год Василий Иванович Макарухин, позже прославленный в лике святых, преподобный Варсонофий, после поклонения в Москве иконе «Млекопитательница» решил основать в Туле Богородичный Щегловский мужской монастырь в честь этой иконы. Все свое большое состояние он передает на богоугодное дело — построить монастырь в честь этой иконы. Для монастыря он заказывает список с чудотворной Афонской иконы с надписью: «Сей святой образ написан и образ устроен в Москве в город Тулу во вновь устроенный мужской монастырь, что в Щеглове, 1859 года июня 29 дня». Сейчас списки иконы «Млекопитательница» можно увидеть во многих храмах России и зарубежья. На отдельных списках иконы «Млекопитательница» могут быть начертаны по-гречески и в славянском переводе слова тропаря: «Радуйся, Владычице, жизни нашей Питательнице, млеком своим Господа, яко Младенца, питавшая!». |
||
Ответить | ||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Re: Богословие св. образа Богородицы. Списки
13.04.2019 07:43:59 в ответ на "Богословие св. образа Богородицы. Списки" (Гавриила) |
|
> Может пригодится добавить - источник: http://св-троица.рф/25-yanvarya-den-prazdnovaniya-ikony-bozh...f17.
Да, можно поработать с ним. > Именно эти строки из Евангелия от Луки послужили наименованием иконы «Блаженное Чрево», списка с иконы «Млекопитательница», пришедшей в Россию...
У нас сейчас в статье Блаженное Чрево, икона Божией Матери совмещены сведения об этой иконе и об иконе (иконах ?) "Помогательница женам чады рождати" ("В родах помощница", "Помощь в родах") - которые, судя по описанию, представляют разные иконографические типы. Похоже это принципиально разные сюжеты, и идентификация "Блаженное Чрево" = "Помощь в родах" - ошибочна. Если Вы тоже приходите к такому заключению, надо будет разделить информацию и создать две статьи. |
||
Ответить | ||
Гавриила только чтение православие Сообщений: 1380 Дата регистрации: 27.07.2018 |
Re: Богословие св. образа Богородицы. Списки
13.04.2019 16:11:31 в ответ на "Re: Богословие св. образа Богородицы. Списки" (Харин, Илья Николаевич) |
|
> > Может пригодится добавить - источник: http://св-троица.рф/25-yanvarya-den-prazdnovaniya-ikony-bozh...f17.
> Да, можно поработать с ним.
> > Именно эти строки из Евангелия от Луки послужили наименованием иконы «Блаженное Чрево», списка с иконы «Млекопитательница», пришедшей в Россию...
> идентификация "Блаженное Чрево" = "Помощь в родах" - ошибочна.
Да, соглашусь...
> Если Вы тоже приходите к такому заключению, надо будет разделить информацию и создать две статьи.
Для уже имеющейся статьи БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ есть источник - http://www.pravenc.ru/text/149357.html и https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=1975
"Помощь в родах" - иконограф. - "Знамение", а "Блаженное чрево" (Лк. 11:27) - Елеуса. Можно сослаться на http://www.smolenskaya-fili.ru/index.php/2012-12-29-20-30-37...ogy и на статью "26.12. Помощь в родах". "Земная жизнь Пресвятой Богородицы..." сборн. С. Снессоревой, Яросл. 1993 . стр. 396
|
||
Ответить |