Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "НИКОЛАЙ ХРИСОВЕРГ"

Александр Иванов
администратор
православный

Сообщений: 4787
Дата регистрации: 17.01.2005
Насчет предположения о тождестве Николая Хрисоверга и Епифания
10.01.2019 06:50:41

Архиепископ Сергий (Спасский) пишет в том же источнике "Вообще, если нет твердых очевидных оснований к тому, чтобы под Епифанием разуметь патриарха Николая Хрисоверга, то нет оснований и отвергать это. Но мы склоняемся более к тому, чтобы в Епифании признавать патриарха Полиевкта или же патриарха Антония" [1].

Все слишком неопределенно. Правильнее будет создать отдельную статью о Епифании (кстати, он есть в святцах?), где просуммировать все предположения, потом уже можно будет добавить ремарки в биографии соотв. патриархов со ссылкой на статью о Епифании.



[1]  Архиепископ Сергий (Спасский). "Святой Андрей, Христа ради юродивый и праздник Покрова Пресвятой Богородицы" - https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/svjatoj-andrej-hr...sy/

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2252
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Насчет предположения о тождестве Николая Хрисоверга и Епифания
10.01.2019 21:06:28 в ответ на "Насчет предположения о тождестве Николая Хрисоверга и Епифания" (Александр Иванов)

> Все слишком неопределенно. Правильнее будет создать отдельную статью о Епифании (кстати, он есть в святцах?)

Шутите? Владыка Сергий, в том же источнике не раз упоминает и об Епифании и об авторе Жития, при этом для наглядности не раз пытается "с калькулятором" "натянуть сову на глобус":

Теперь обратимся к писателю жития святого Андрея священнику Никифору. Это житие кончается следующими словами: «я Никифор, милостию Бога Вседержителя причисленный к иереям великой церкви царствующего града, именуемой Софией (Премудростью) Божией, написал сие дивное и славное житие честного во святых отца Андрея, как видел своими глазами и как узнал от достославного Епифания, бывшего здесь архиерея (в славянском Макарьевском патриарха), и предал сему писанию благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь» Но трудно согласиться с тем, что все житие святого Андрея написано и издано самим священником Никифором после смерти Епифания, бывшего патриархом в Константинополе под другим иноческим именем. < .. > Если при этом предположить, что священник Никифор умер спустя недолго по кончине святого Андрея, то под Епифанием беспрепятственно можно разуметь не только патриархов Полиевкта или Антония, но и Николая Хрисоверга. Если Андрею в 960 году при кончине было около 90 лет то Никифор по пострижении Николая Хрисоверга, мог скончаться, не имея 100 лет, около 967 или 968 года. Никифор очень близкий к святому Андрею и Епифанию и, вероятно, духовник и Епифания, мог знать о предсказании Андреем патриаршества Епифанию еще при жизни Андрея. После кончины святого Андрея, уже никакие дальнейшие события не приводятся, кроме того, что в самом конце говорится, что Епифаний был патриархом Царьграда, что могло быть вставлено позднейшим лицем. < .. > Нахождение имени святого Андрея в синаксарях XII века константинопольского происхождения сильно свидетельствует о поздней жизни его. Он в первый раз встречается в синаксаре Маврикия диакона, во всяком случае члена клира константинопольской церкви Софии (премудрости Божией), при которой был и священник Никифор. Писатель синаксаря, если не был близок ко времени жизни святого Андрея, Епифания и священника Никифора, то был весьма близок к этим лицам поместу жительства и службы и, конечно, он мог иметь о жизни святого Андрея и другие сведения, которые до нас не дошли

Сейчас толком никто не знает, когда была написана первая редакция Жития (или VI в, или в кон. VII или сер. Х в.), не то, что когда жили упоминаемые в нем (см., например, Никифорова А.Ю. и др. Андрей Юродивый // Православная Энциклопедия, Т. 2, С. 391-393. Электронная версия, 2009: http://www.pravenc.ru/text/115336.html ). Копья вокруг датировки Жития, кроме Спасского и Срезневского, ломали и болландисты Леннарт Рюден и Мишель ван Эсбрук, а так же британец Кирилл Манго и мн.др. Как писал В. М. Лурье, со ссылкой на ван Эсбрука, "в пользу более древней датировки может предоставить до сих пор неизданная грузинская версия Жития”.

Не даром, архиеп. Сергий (Спасский) обратил внимание на то, что в греч. синаксарях имя преподобного Андрея появилось не ранее XII в. Не удивлюсь, если авторство последней версии так сказать "отредактированного" Жития принадлежит совсем др. Никифору.

Ответить