Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ТИХОН (НИКАНОРОВ)"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
память 160-ти и дата 27 декабря 1919
25.10.2018 14:46:06

[Вопрос на заметку]:

Откуда взялась дата 27 декабря 1919?

У протпресв. Михаила Польского, дословно: "Тихон, архиепископ Воронежский, повешен на царских вратах церкви монастыря св. Митрофатия в декабре 1919 г."

У Льва Ригельсона: "1919 / Умерли <..> 9. Тихон (Никаноров), архиеп. Воронежский, убит в декабре. Член Собора 1917-1918 гг."

Это все. Следы ведут к устным преданиям в РПЦЗ.

[Воронежский епархиальный вестник, 1992 год]:

"При нем в Лазореву субботу 1918 года в Воронеже был освящен храм во имя равноапостольного князя Владимира, построенный в память 900- летия Крещения Руси, и в том же году был открыт Серафимовский храм. За семь лет своего архипастырского служения архиепископ Тихон был в полном смысле «отцом» своей паствы, к которому всегда могли приходить люди со своими нуждами и душевной скорбью, горем и житейскими неудачами открыто и безбоязненно. Простота, ласковость, задушевность в обращении были отличительной чертой духовного облика Владыки. Никто никогда не видел его раздраженным или разгневанным. Многим было ясно, что сугубая благодать Божия почивает на Воронежском архипастыре. / Архиепископ Тихон был стойким борцом за чистоту святого Православия и ревнителем христианского благочиния. / В 1917-1918 годах он был участником Поместного Собора, возобновившего патриаршее управление в Русской Православной Церкви. / За ревностное исповедание нашей родной Православной веры архиепископ Тихон принял мученическую кончину. Согласно воспоминаниям очевидцев и сохранившемуся преданию, на третий день Рождества Христова 27 декабря 1919 года во время совершения богослужения архиепископ Тихон (Никаноров) был повешен на царских вратах в храме монастыря святителя Воронежского Митрофана. По замечанию митрополита Сергия (Петрова), отпевание и погребение архиепископа Тихона IV было совершено 2 марта 1920 его викарием епископом Острогожским Владимиром (Шимковичем) совместно с епископом Модестом. Погребен был архиепископ Тихон в Воронеже в склепе Благовещенского собора Митрофаниевого монастыря. Память об архиепископе Тихоне IV (Никанорове), как о великом мученике — иерархе и исповеднике Православия, и поныне живет в сердцах воронежской паствы. / Память святителю Тихону IV (Никанорову) свершается 27 декабря.".

Источник: Тихон IV Никаноров // Воронежский епархиальный вестник, №4 (апрель). Изд. Воронежской епархии: 1992. С.48: http://books.google.com.ua/books?id=qUERAQAAIAAJ (Google-Книга)

Обратите внимание, цитата выше из публикации 1992 года, до канонизации Тихона (Никанорова) в РПЦ еще ок. 8 лет.

[О памяти 160-ти воронежских новых мучеников в РПЦЗ]:

Издание 2015 года: Коняев Н., Коняева М. Русский хронограф. От Николая II до И.В. Сталина (1894–1953). М., 2015:

"9 января. В Воронеже расстреляны большевиками 160 священников. Архиепископ Воронежский Тихон (Никаноров)повешен на Царских вратах в монастыре святителя Митрофана Воронежского. Память священномученика Тихона, архиепископа Воронежского, - 27 декабря (9 января)."

Монахиня Таисия [Джорданвилль. Типография Преп. Иова Почаевского, 1983 г.], следуя преданиию, писала : ".. Вместе с ним в том же монастыре были замучены семь инокинь: они были брошены мучителями в котел с кипящей смолой."

На сегодняшний день об этом вторят в т.ч. и приходские ресурсы, например, сайт храма Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах, см. здесь: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/32571 :

"В Воронеже в 1919 г. было одновременно убито 160 священников во главе с архиепископом Тихоном (Никаноровым), которого повесили на Царских вратах в церкви монастыря Святителя Митрофана Воронежского…"

В ЖЖ "О Соборе Воронежских святых" более осторожны:

"По разным сведениям с 1918 по 1920 год в Воронежской епархии было замучено одних священнослужителей около 160 человек. Их память Русская Православная Церковь зарубежом совершает 27 декабря (9 января) в день мученической кончины священнимученика Тихона (Никанорова) архиепископа Воронежского и Задонского (+1920)", отсюда: http://sobor-voronezh.livejournal.com/26005.html

Там же, в Агиологической справке:

"Тихон (Никаноров), архиеп. Воронежский, сщмч., <..> 9 января 1920 года вместе с несколькими клириками принял мученическую кончину, будучи после Литургии повешен на Царских вратах Благовещенского кафедрального собора города Воронежа...", см. здесь: http://sobor-voronezh.livejournal.com/1464.html .

Там же, в месяцеслове Воронежской митрополии (сентябрь-январь) под датой 27 декабря память 160-ти отсутствует: http://sobor-voronezh.livejournal.com/65930.html

[На заметку]:

В официальном календаре РПЦ на 2018 год памяти 160-ти иереев (1919) нет. См. http://calendar.rop.ru/?idd=374

Месяцеслов | 27 декабря по старому стилю  /  9 января 2019 по новому стилю

  • Ап. первомч. и архидиа́кона Стефана (34). Прп. Феодора Начертанного, исп. (ок. 840). Свт. Феодора, архиеп. Константинопольского (ок. 686).
  • Сщмч. Тихона, архиеп. Воронежского (1919); мц. Антонины Брянских (1937).

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: память 160-ти и 27 декабря 1919
26.10.2018 00:13:07 в ответ на "память 160-ти и дата 27 декабря 1919" (Олексій Тре)

> [О памяти 160-ти воронежских новых мучеников в РПЦЗ]:

Иеромонах Никодим (Хмыров) в своей монографии "Русская Православная Церковь за границей в 20-е годы XX века: по материалам журналов заседаний Архиерейского Синода в 20-е годы XX века" приводит выдержки из Журналов заседаний Синода с 1922 по 1930 год, хранящиеся в ГАРФ, а также публикации в журнале "Церковные ведомости". Об источнике, см. здесь: http://archive.bogoslov.ru/text/4945801/index.html

[Церковные Ведомости, 1/14 - 15/28 декабря 1923 г ., №. 23-24]:

"В № 23-24 за 1923 год < .. > В неофициальной части, в рубрике «У большевиков» напечатаны две интересные заметки. Первая называется «Иуда Искариотский» < .. > Во второй заметке, «Гонения на Православную Церковь и духовенство», говорится:

В воззвании Православного св. Богоявленского братства в Шанхае, подписанным доктором Д. И. Казаковым, по поводу осуждения большевиками католического духовенства, кроме уже известных нам случаев гонения православных епископов, между прочим, сообщаются следующие случаи преследования священников. В Воронежской губ. большевиками убито 160 священников. В Херсонской губернии 3 священника были распяты. Духовник монастыря св. Магдалины о. Никольский, 60-летний старец, был схвачен в церкви во время богослужения, его мучители заставили раскрыть рот и с криком «вот святое причастие» выстрелили в рот. Священника Дмитревского силой поставили на колени, отрезали ему уши и нос, а потом отрубили голову. Отца Золотовского, 80-летнего старца, одели в женское платье, а потом убили его, когда он отказался плясать. Священника Калиновского засекли до смерти".

Источник: Никодим (Хмыров), иером., Русская Православная Церковь за границей в 20-е годы XX века / Д. В. Хмыров – Издат. СПбПДА, 2016: http://books.google.com.ua/?id=foJfDwAAQBAJ&pg=PT311 (Google-Книга)

Но,

> Откуда взялась дата 27 декабря 1919?

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 529
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: память 160-ти и 27 декабря 1919
26.10.2018 08:23:23 в ответ на "Re: память 160-ти и 27 декабря 1919" (Олексій Тре)

>> В официальном календаре РПЦ на 2018 год памяти 160-ти иереев (1919) нет. См. http://calendar.rop.ru/?idd=374

И никогда не было, ни в официальном или даже местном уровне (календаре). Потому что митр. Воронежский Сергий (Фомин) запретил поминать памяти прославленных в РПЦЗ (кроме свт. Серафима (Соболева) прославленного теперь, 03.02. 2016) https://sobor-voronezh.livejournal.com/108939.html

> > Откуда взялась дата 27 декабря 1919?

Вы же сами пишете, что всё это согласно "воспоминаниям очевидцев" и от него "сохранившемуся преданию" третий день Рождества Христова от очевидцев, видимо, взят за отправную точку этого вопроса (и следовательно канонизации).

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: память 160-ти и 27 декабря 1919
26.10.2018 13:34:08 в ответ на "Re: память 160-ти и 27 декабря 1919" (Губин Андрей Владимирович)

> > > Откуда взялась дата 27 декабря 1919?
> третий день Рождества Христова от очевидцев, видимо, взят за отправную точку этого вопроса (и следовательно канонизации).

Я имел в виду, что информация об убийстве 160-ти Воронежских иереевъ (это каждый 7 или 8 священникъ по штату епархии), как следует из неофициальной части Церковных Ведомостей (1/14-15/28 декабря 1923 г ., №.23-24), исходит от доктора Дмитрия Иосифовича Казакова (1890 - 1943) - пожизненного председателя Русского православного братства в Шанхае (в "Первую мировую войну - младший врач военно-санитарного госпиталя. В Гражданскую войну служил в армии генерала Каппеля. Жил в Шанхае с 1921"; братство основано им 22 февраля 1923 года: "Первое время братство занималось в основном лекционной деятельностью, затем повернулось лицом к благотворительности < .. > Доктор Д.И. Казаков руководил и больницей Русского православного братства. Он попал в Шанхай с первыми волнами русских эмигрантов, в которых были и военные врачи, служившие в белоповстанческих армиях..." ).

Подорбнее о Д.И. Казакове см.:

Первых письменных свидетельств о "третьем дне Рождества" пока в сети не нашел ...

> > > Откуда взялась дата 27 декабря 1919?

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 529
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: память 160-ти и 27 декабря 1919
26.10.2018 13:54:48 в ответ на "Re: память 160-ти и 27 декабря 1919" (Олексій Тре)

> > > > Откуда взялась дата 27 декабря 1919?
> > третий день Рождества Христова от очевидцев, видимо, взят за отправную точку этого вопроса (и следовательно канонизации).
> Я имел в виду, что информация о убийстве 160-ти Воронежских иереевъ..

Как я понимаю они не в один день были убиты и даже не в один год а в 1918-1920... http://kamenka-vrn.blagochin.ru/novomucheniki-i-ispovedniki-...oj/

> > > > Откуда взялась дата 27 декабря 1919?

Письменных доказательств у меня нет... но это как бы подтверждается косвенно, что ко дню памяти сщмч. Тихона в РПЦЗ определён как бы собор 160 иереев убиенных, соответственно и дата 27 декабря 1919 года. К примеру взять память сщмч. Пимена (Белоликова) к его памяти 3 сентября приспособили память Казахстанских новомучеников и исповедников (первое воскресенье после 3 сентября (это только один пример, но их много в нашей церкви Московского патриархата).

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Модераторам
26.10.2018 14:02:13 в ответ на "Re: память 160-ти и 27 декабря 1919" (Губин Андрей Владимирович)

> Как я понимаю они не в один день были убиты и даже не в один год а в 1918-1920

Нет, по моему мнению, в первоисточнике [Церковные Ведомости, 1/14 - 15/28 декабря 1923 г ., №. 23-24 (часть неофиц.)], исходя из контекста, указан именно разовый акт убийства. А, все остальное - это осторожная постинтерпретация (о семи инокинях в котле с кипящей смолой сейчас стараются не вспоминать). Не бывает дыма без огня. Возможно, это отголоски известия об убиении 8-ми монахов, тела к-рых со следами истязаний были обнаружены в конце окт. 1919. Как пишет А.Н. Акиньшин, они "были погребены на монастырском кладбище, заупокойную службу совершал сам владыка Тихон.". Возможно, имело какое-то действо на третий день Рождества 1919 года, например, епархиальное собрание. Возможно в тот день им. место избиение священнослужителей, возможно со смертельным исходом (один-два, может более, может смертей не было, а были только тяж. травмы и увечья). Возможно им. место расстрел белых офицеров, участь с которыми могли разделить один или несколько священнослужителей. Но таких свидетельств вроде бы нет. В пересказе "очевидцев" первоначальная легенда гласила о массовом убийстве священников и повешении архиерея, возможно, позже прибавился котел с кипящ. смолой.

Вопрос риторический: откуда взялась дата 27 декабря 1919? Остается довольствоваться лишь той формулой, которую ввел в оборот Александр Николаевич Акиньшин: Из публикаций зарубежной прессы известно ...

[Модераторам]:

> Согласно этой версии, впервые опубликованной протопресвитером Михаилом Польским [1], 9 января 1920 года вооруженные большевики повесили архиепископа ...

Еще раз, у протпресв. Михаила Польского нет ни даты 27 декабря по ст.ст. ни "на третий день Рождества", есть просто "в декабре 1919 г.", дословно: "Тихон, архиепископ Воронежский, повешен на царских вратах церкви монастыря св. Митрофатия в декабре 1919 г.", и ни слова больше. Он только "впервые ввел в научный оборот" версию о насильственной смерти архиепископа.

В календаре РПЦ под 27 декабря нет памяти 160-ти [А на Древе в соотв. статье нет приписки (РПЦЗ)]. См. ссылку в сообщении http://drevo-info.ru/forum/13767.html



[1]  Польский М., протпресв. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1947. Ч. 1. С. 179.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Из публикаций зарубежной прессы
26.10.2018 20:26:50 в ответ на "Re: Модераторам" (Олексій Тре)

об авторе http://vrnguide.ru/bio-dic/a/akinshin-aleksandr-nikolaevich.html

В июле 1919 года в Митрофановском монастыре распоряжением ГубЧК был устроен концлагерь. Около 300 узников разместили в кельях, в других строениях, храмы пока еще не заселяли. В концлагерь в тот момент перевели заключенных местной тюрьмы. Дальнейшая их участь в связи с тем, что город был занят белыми, неизвестна. / Губернская «чрезвычайка» обращала свое внимание не только на мощи, но и на монастырскую братию. В глазах карательного ведомства это были едва ли не злейшие враги революции. В начале октября 1919 года, когда красные оставили город, были обнаружены тела восьми монахов со следами истязаний — отцов Нектария, Серафима, Спиридона и других [в РПЦ эти мученики так и небыли канонизированы - коммент. мой]. Они были погребены на монастырском кладбище, заупокойную службу совершал сам владыка Тихон. В эти дни из монастыря были выселены все посторонние лица, расположившиеся даже в покоях архиерея. Однако три недели октября оказались лишь короткой передышкой, вернуться к прежним порядкам жизни оказалась невозможным. Как только красные вновь взяли Воронеж, концлагерь восстановили. Уже в начале декабря комендант Сенкевич предложил всем учреждениям рабочие руки заключенных. В лагере существовали сапожная, слесарная, портняжная и граверные мастерские. Все, кто мог, работали: надо было содержать себя, охрану и управление лагеря. В августе 1920 года суд приговорил к заключению в лагерь 17 артистов драматического театра за неявку на субботник...В голодном 1921 году заключенные лагеря решили отчислить по пять пайков каждый из двухмесячной нормы в пользу голодающих детей. [далее, во 2-м издании 2003 года, А. Акиньшин дополняет сведения текстом в 13 печатных строк] Действовал концлагерь до 1923 года. ["Осенью 1921 года упоминается игумен Илиодор". – вставлено А. Акиньшиным во 2-м изд. 2003 года; в декабря 1918 упом. как казначей этого монастыря - коммент. мой] / В начале 1920-х годов монастырь представлял собой странное сочетание религиозного центра с тюрьмой. Благовещенский и Архангельский соборы еще служили, здесь оставалась часть братии. Тут по-прежнему находилась резиденция главы епархии. Из публикаций зарубежной прессы известно, что 27 декабря 1919 года (по старому стилю) во время богослужения на третий день Рождества архиепископ Тихон IV (Василий Варсонофьевич Никаноров) ) был повешен на царских вратах в Благовещенском соборе. Отпевание было совершено его преемником, митрополитом Владимиром Шимкевичем 2 марта 1920 года. Причины и обстоятельства варварской расправы с 65-летним иерархом мне неведомы. ["На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года архиепископ Тихон прославлен как новомученик". – вставлено А. Акиньшиным во 2-м изд. 2003 года] В списке храмов губернии, составленном в конце 1922 года, сообщается о том, что в монастыре закрыты Архангельская, крестовая (в доме епископа) и трапезная церкви. ["К этому моменту здесь прочно утвердились обновленцы". – вставлено А. Акиньшиным во 2-м изд. 2003 года]

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4747
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Из публикаций зарубежной прессы
27.10.2018 20:12:24 в ответ на "Re: Из публикаций зарубежной прессы" (Олексій Тре)

Спасибо, внес исправления

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Почему Царских с маленькой буквы?
27.10.2018 20:46:26 в ответ на "Re: Из публикаций зарубежной прессы" (Александр Иванов)

> Спасибо, внес исправления
Почему Царских с маленькой буквы?

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4747
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Почему Царских с маленькой буквы?
27.10.2018 20:58:01 в ответ на "Re: Почему Царских с маленькой буквы?" (Олексій Тре)

> > Спасибо, внес исправления
> Почему Царских с маленькой буквы?

А почему должно быть с большой?

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Почему Царских с маленькой буквы?
27.10.2018 21:38:17 в ответ на "Re: Почему Царских с маленькой буквы?" (Александр Иванов)

> А почему должно быть с большой?

Как исключение: "Названия всех принадлежностей храма пишутся со строчной буквы, кроме именования "Царские врата": престол, жертвенник, солея, горнее место, иконостас и т.д. "

Словарь "Прописная – строчная" представляет собой краткий свод основных выражений православной церковной лексики, принятый в Издательстве Московской Патриархии:

Дополнительно, см. здесь: http://urokirus.com/online/c.html .

Я придерживаюсь первого. Если Вам это не подходит, можете оставить с маленькой (это второе):

  • Словарь современного русского языка. Строчная или прописная?/ Сост. И.А. Мудрова. - М.: Изд. Центрполиграф, 2010. - С. 293:

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4747
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Почему Царских с маленькой буквы?
28.10.2018 11:01:32 в ответ на "Re: Почему Царских с маленькой буквы?" (Олексій Тре)

> Я придерживаюсь первого.

Как сторонник этого правила, Вы можете объяснить, почему один и тот же свод правил предписывает писать царские врата с прописной буквы, а царские часы - со строчной?

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
^
28.10.2018 12:07:14 в ответ на "Re: Почему Царских с маленькой буквы?" (Александр Иванов)

^

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 529
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: 27 декабря
09.09.2022 07:39:59 в ответ на "Re: память 160-ти и 27 декабря 1919" (Губин Андрей Владимирович)

> >> В официальном календаре РПЦ на 2018 год памяти 160-ти иереев (1919) нет. См. http://calendar.rop.ru/?idd=374
> И никогда не было, ни в официальном или даже местном уровне (календаре). Потому что митр. Воронежский Сергий (Фомин) запретил поминать памяти прославленных в РПЦЗ (кроме свт. Серафима (Соболева) прославленного теперь, 03.02. 2016) https://sobor-voronezh.livejournal.com/108939.html
> > > Откуда взялась дата 27 декабря 1919?
> Вы же сами пишете, что всё это согласно "воспоминаниям очевидцев" и от него "сохранившемуся преданию" третий день Рождества Христова от очевидцев, видимо, взят за отправную точку этого вопроса (и следовательно канонизации).

Александр Иванов, может быть, будет целесообразней убрать из календаря Древа эту "память повешения" ("день убиения", https://drevo-info.ru/articles/539.html не календарные святцы, раз эта память считается пока официальной) как не строго соответствующую действительности...??, чтобы не распространять недоказанное, а в самой статье всё отражено-расписано.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4747
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: 27 декабря
09.09.2022 19:56:44 в ответ на "Re: 27 декабря " (Губин Андрей Владимирович)

> Александр Иванов, может быть, будет целесообразней убрать из календаря Древа эту "память повешения" ("день убиения", https://drevo-info.ru/articles/539.html не календарные святцы, раз эта память считается пока официальной) как не строго соответствующую действительности...??, чтобы не распространять недоказанное, а в самой статье всё отражено-расписано.

Согласен, убрал

Ответить