Обсуждение статьи "АРАВИЙСКАЯ ИКОНА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА"

Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1591
Дата регистрации: 09.06.2006
Верно ли отождествление?
15.08.2018 08:42:12

Гавриила, будьте добры, проверьте - я правильно отождествил икону? В смысле, изображение без ризы и с ризой - это та самая "Аравийская" икона?

Ответить
Гавриила
пользователь
православие

Сообщений: 629
Дата регистрации: 27.07.2018
Re: Верно ли отождествление?
15.08.2018 10:43:37 в ответ на "Верно ли отождествление?" (Харин, Илья Николаевич)

> Гавриила, будьте добры, проверьте - я правильно отождествил икону? В смысле, изображение без ризы и с ризой - это та самая "Аравийская" икона?
Илия, нет, скорее всего список, другой вариант "Аравийской" - та, что в ризе, видно по рисунку даже лика святого - отличается... Судя по статьям в интернете - они обе названы "Аравийскими". Задала вопрос о разнице и одинаковости этих икон и их названия "Аравийская" неск. дней назад ( в ризе и без нее ), чтобы точно отождествить - на сайт http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=1082 Мои вопросы первые два в комментариях на этой странице. Пока ответа нет

Та, что в ризе - находится напротив Фануилевой иконы. Это видно по видео из храма св. Георгия. Аравийская на сине-зеленом фоне участвует в крестных ходах, то есть она выносная. Есть она и в киоте.

Икона святого Георгия Победоносца. монастырь Зограф. Афон
Икона святого Георгия Победоносца. монастырь Зограф. Афон
Может сочтете нужным поставить, и можно также найти фотографию крестного хода с Аравийской. Списков видимо несколько. Выясняю. Благодарю, что обратили внимание...

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1360
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Верно ли отождествление?
16.08.2018 11:21:14 в ответ на "Re: Верно ли отождествление?" (Гавриила)

> Та, что в ризе - находится напротив Фануилевой иконы. Это видно по видео из храма св. Георгия.
> Аравийская на сине-зеленом фоне участвует в крестных ходах, то есть она выносная. Есть она и в киоте.

На заметку [ описания икон по записям еп. Порфирия (Успенского) ]:

  • История Афона (продолжение) Порфирия, епископа Чигиринского // Труды Киевской духовной академии: Том второй, июнь, 1873, с. 1-56:

Цитаты (Google-книга, точка доступа 16 августа 2018, см. с. 48-53):

Что касается до повѣствованія о двухъ чудотворныхъ иконахъ св. великомуч. Георгія, содержащагося въ проскинитаріи врача Іоанна Комнина и въ путешествіи нашего Барскаго; то часть его оправдывается ливано-арабскою непечатною лѣтописью, которая пріобрѣтена мною и переведена для меня по италіански въ ливанскомъ городѣ Бейрутѣ *). Это оправданіе-неожиданно. Тѣмъ лучше.

[ Сноска: *) Она составлена маронитскимъ епископомъ, и начинается съ 1095 г., а оканчивается 1599-мъ. ]

Въ повѣствованіи Барскаго о первой чудотворной иконѣ св. Георгія сказано, что она находилась въ палестинской обители, стоявшей въ селеніи Фануилъ, близь города Лидды, что ее почитали всѣ христіане Палестины и Сиріи, и что она явилась въ Аѳоно-зографскомъ монастырѣ въ то время, когда сарацины имѣли плѣнить, или поработить, Божіимъ попущеніемъ, всю Палестину. Весьма замѣчательно это сказаніе. Прислушавшись къ нему, я вспомнилъ, что въ моемъ книгохранилищѣ есть ливано-арабская лѣтопись, въ которой нерѣдко воспоминается городъ Лидда, и прочелъ воспоминанія о немъ, близкія ко времени поселенія болгаровъ въ Зографѣ. Вотъ онѣ съ необходимыми округленіями:

[ Далее П. Успенский приводит и сопоставляет даты, начиная с 1095 и заканчивая 1190 годом. Затем он пишет: ]

Историческая критика оправдала появленіе первой иконы св. Георгія въ Зографѣ изъ палестинской Лидды, и показала причины и время этого событія. А о перенесеніи туда же второй подобной иконы изъ Аравіи судить она отказывается по недостатку посторонняго историческаго свидѣтельства въ родѣ лѣтописи ливаноарабской, позволивъ себѣ однако предположить, что и это перенесеніе случилось предъ началомъ же перваго крестоваго похода, когда бедуины изъ за іорданской Аравіи собирались громить христіанъ, и въ 1101 году избивали ихъ въ окрестностяхъ Лиды.

Обѣ эти иконы я видѣлъ въ Зографѣ и описалъ такъ:

ИКОНА ЛИДДОФАНУИЛЬСКАЯ НА ПРАВОЙ КОЛОННѢ, ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ КУПОЛЪ ТАМОШНЯГО СОБОРНАГО ХРАМА.

Лице овально. Чело мало видно изъ подъ волосъ. Волосы свѣтлорусы, кудрявы. У лѣваго уха видна трещинка въ грунтовкѣ иконной дски. Брови дугообразны. Глаза болѣе круглы, чѣмъ удлинены. Носъ прямъ и остроконеченъ. Переносье неблагообравно. Подъ лѣвою ноздрею видна выпуклость вздувшейся краски. Уста и круглая ягодица на бородкѣ нарисованы очень мило. Усы и на бородѣ волосы едва показались. Въ ланитахъ легкій румянецъ. Цвѣтъ лица бѣлый. Выраженіе лица — мужественное и пріятное. Правою рукою св. Георгій держитъ копье, поднятое выше лѣваго плечи, а лѣвою—мечъ съ тонковатою рукоятыо, съуживающеюся къ верху, и увѣнчанною какъ бы шарикомъ. На панцырѣ его ниже шеи нарисована чеканка— въ видѣ опрокинутаго внизъ распущеннага вѣера, а на груди чешуйная въ видѣ Ааронова Ефуда.

ИКОНА АРАВІЙСКАЯ НА ЛѢВОЙ КОЛОННѢ, ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ЭТОТЪ ЖЕ КУПОЛЪ.

Лице съуживается отъ устъ подбородка. Чело открыто. Волосы темны, курчавы. Брови почти прямы, тонки и. красивы. Глаза миндальнообразны. Носъ прямъ и остроконеченъ. Уста малы и сжаты. Носъ и уста сильно оттѣнены съ обѣихъ сторонъ. Усы и на бородѣ волосы едва показались. Не отмѣченъ мною [ им. в виду ланиты; для сравнения, в той же строке (слева), при описании Лиддо-Фануильской иконы П. Успенский пишет: "Въ ланитахъ легкій румянецъ"]. Цвѣтъ лица оливковый. Выраженіе лица — строгое и задумчивое. Багряная хламида накинута на лѣвое плечо. Щитъ виситъ на ремешкѣ. Правою . рукого держитъ копье, поднятое выше лѣваго плеча, а лѣвою—мечъ съ толстоватою рукоятью, которой верхушка походитъ на сердце. Подъ лѣвою рукою въ дскѣ скрыты святые мощи. На панцырѣ ниже шеи нарисована чеканка въ видѣ двухъ полосатыхъ хордъ геометрическихъ, а на груди—чешуйная раздѣленная однако на двѣ половины тремя тріугольниками, кои поставлены одипъ надъ другимъ по прямой линіи вверхъ острыми концами къ верху же, прямо противъ подбородка.

Чеканка поясовъ на обѣихъ иконахъ изображена не одинаково; на аравійской иконѣ она мелкотравчатая, а на фануильской крупная съ узорами, кои не поддались моему описанію.

На фануилевой иконѣ воинская одежда великомученика обновлена, а ликъ его оставленъ древній, по распоряженію зографскаго архимандрита Анатолія, котораго я видѣлъ на Аѳонѣ въ 1845 и 6 годахъ. Аравійская же икона, какова была древле, такова и теперь.

Первая икона, по моему мнѣнію, основанному на долговременномъ изученіи лицъ грекоѳракійскихъ и малоазійскихъ, какъ живыхъ, такъ и на иконахъ, изображена живописцомъ ѳраковизантійскимъ, и прислана въ Лидду изъ Константинополя или царемъ Іустиніаномъ, или кѣмъ либо другимъ, немного ранѣе 565 года. Она отмѣнно хороша. На ней бѣлый съ румянцомъ цвѣтъ лица св. Георгія, свѣтлорусость волосъ, дугообразность бровей, кругловатость глазъ, миловидность устъ и ягодицы на подбородкѣ, выраженіе пріятное, все это доказываетъ, что ее писала кисть ѳраковизантійца, съ малолѣтства привыкшаго видѣть вокругъ себя подобныя лица.

А на иконѣ аравійской оливковыйцвѣтъ лица св.Георгія, темные курчавые волосы его, миндальнообразные глаза подъ бровями прямыми, тонкими и красивыми, маленькій ротъ сжатый, выраженіе строгое, все это свидѣтельствуетъ, что она нарисована была иконописцомъ арабскимъ, съ дѣтства привыкшимъ къ подобнымъ лицамъ. Кто онъ? Не Ѳома ли монахъ и живописецъ дамасскій, который жилъ въ осьмомъ вѣкѣ и для украшенія богопріемнаго гроба Господня доставилъ что-то кристальное (сосудъ) *) ? Не знаю, не утверждаю сего. Едва ли ошибусь я, сказавъ, что она написана гораздо ранѣе 911 года, въ который монахъ Зографъ построилъ себѣ монастырекъ на Аѳонѣ, но не ранѣе вѣка осьмаго.

[ Сноска: *) Объ этомъ свидѣтельствуетъ собственноручная подпись его на хранящемся у меня рукописномъ листкѣ пергаминномъ, вѣка осьмаго, если не седьмаго, в переплетенномъ въ рукописную псалтырь греческую 862 года ... ].

> Основная версия, изложенная, в частности, в изд. Вышний Покров над Афоном, или Сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах, М., 1997, с. 156-157. По другой версии мул остановился на месте где в то время монастыря не было, в связи с чем там и был основан монастырь Зограф. Эта версия изложена в книге Кънчов В., Св. Гора: Пътни бележки, Пловдив, 1896, с. 6.

Как-то так, да не так. Смущает фраза, которой нет в источнике:

> в связи с чем там и был основан монастырь Зограф

На ПЭ (т. 20, с. 301-313) Турилов и Чешмеджиев дословно писали: "... и тогда было решено положить ее на спину молодого мула и выпустить его на территорию полуострова. Там, где он остановился, построили церковь и передали туда икону (Кънчов. 1896. С. 6). Но нек-рые источники сообщают, что мул остановился около уже существовавшего З. и на этом месте была построена келлия во имя вмч. Георгия Победоносца, а икону поставили в зографском соборном храме (Вышний Покров над Афоном, или Сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. М., 1997р. С. 156-157)".

В цитате лишь сказано, куда по разным версиям была сразу передана икона, не более того.

Там же, Масиель Санчес дополняет: "З. принадлежит 7 кафизм. К западу от мон-ря находится кафизма во имя вмч. Георгия Победоносца (в полуразрушенном состоянии). Одноглавый храм (1850) окружен стенами и келлиями, поэтому напоминает небольшой мон-рь. Кафизма построена на месте, где, согласно преданию, остановился мул с Аравийской иконой."

См. так же Федорова И. В. Святой великомученик Георгий Победоносец и его почитание на материале русской паломнической литературы / Труды Отдела древнерусской литературы [сборник] / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом), Т. 64 - Санкт-Петербург : Росток, 2016. - С.375-405: http://www.odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=...304

«О другой чудотворной иконе св. Георгия рассказывают, что она приплыла по морю из Аравии и остановилась у пристани Ватопедского монастыря. Каждый монастырь желал обладать подобною святынею, а Ватопед — в особенности. Чтобы узнать волю самого мученика, положили икону на дикого и юного мула, незнакомого с святогорскими путями, и решили, где он остановится, тому монастырю и будет принадлежать икона. Мул остановился на соседнем холме против Зографа и сам сейчас же издох. Тогда решили икону эту оставить в Зографе; а на этом холме выстроили церковь во имя св. Георгия. <...> Эта икона стоит при колонне близ левого клироса».[129]. <...> А в «Путеводителе по Св. Афонской горе» представлена другая сюжетная линия предания: устроение на месте, где остановился мул с иконой, кельи с церковью св. великомученика Георгия: «Там была принята зографцами икона св. Победоносца Георгия». [133]

[ Сноска 129. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика святыя горы Афонския инока Парфения. С. 161. ]

[ Сноска 133. Путеводитель по Св. Афонской горе и указатель ее святынь и прочих достопримечательностей. С. 44. См. также передачу легенды другим путеводителем: Иллюстрированный путеводитель по святым местам Востока. С. 156. Краткая версия легенды приведена в описании паломничества С. Германова: «…образ великомученика, в киоте, близ леваго клироса, по преданию, принесен морскими волнами к берегам Афона и по особому жребию между обителями перешел во владение Зографа» (Германов С. На Афон и Святую Землю. С. 418). ]

Цитаты:

" На западе от Зографа за потоком, в виду монастыря, живописно расположена келлия с церковию св. великомуч. Георгия. Там была принята зографцами икона св. победоносца Георгия." Источник: http://afonit.info/biblioteka/knigi/putevoditel-po-svyatoj-a...ore

"Мулъ по Аѳонскимъ дебрямъ и горамъ пришелъ въ Зографскій монастырь и противъ него на холмѣ остановился. Зографцы припяли икону, а на томъ мѣстѣ, гдѣ остановился мулъ, уотроили небольшую келію, во имя св. Георгія." Источник: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/13840#mode/inspect/page/166/zoom/4

В дополнение к описанию иконы, см. Федорова, И. В., источник указ. выше: "Мера иконы, приплывшей из Аравии, по сведениям этого паломника, — «1 аршин и 11 вершков длины, 1 аршин 4 вершка ширины»". [140]

[ Сноска 140 Книга странствий иеромонаха Николо-Пешношского монастыря Иеронима (Суханова) в 1858 и 1859 гг. в Иерусалим и гору Афонскую (с рисунками автора) / Под ред. И. Пятилетовой. М., 2014. с. 387 ]

Ответить
Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1591
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: Верно ли отождествление?
16.08.2018 13:26:13 в ответ на "Re: Верно ли отождествление?" (Олексій Тре)

> На заметку [ описания икон по записям еп. Порфирия (Успенского) ]:

Спасибо.

> Как-то так, да не так.
> Турилов и Чешмеджиев дословно писали... Масиель Санчес дополняет ... Федорова И. В... Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика святыя горы Афонския инока Парфения. С. 161. ... Германов С. На Афон и Святую Землю. С. 418... http://afonit.info/biblioteka/knigi/putevoditel-po-svyatoj-a...ore ... http://elib.shpl.ru/ru/nodes/13840#mode/inspect/page/166/zoom/4 ...

Запутался. Не могли бы Вы поправить статью - тогда, возможно, я пойму что Вы хотели сказать.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1360
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Верно ли отождествление?
16.08.2018 15:21:57 в ответ на "Re: Верно ли отождествление?" (Харин, Илья Николаевич)

> Запутался. Не могли бы Вы поправить статью - тогда, возможно, я пойму что Вы хотели сказать.

Просто, и первая и вторая версии упускают подробности (видимо не сохранились источники), когда обе иконы была перенесены в Новый Зограф.

См. у П. Успенского, с. 45: "Развалины сей обители понынѣ существуютъ въ долинѣ, по которой изъ нынѣшняго Зографа пролегаетъ дорога въ Хиландаръ, и слывутъ подъ именемъ стараго Зографа. Я видѣлъ ихъ и помѣстилъ на своей картѣ Аѳона..." Источник: http://books.google.com/books?id=vthhAAAAcAAJ&pg=RA1-PA45 (точка доступа 16 августа 2018)

Ответить
Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1591
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: Верно ли отождествление?
16.08.2018 15:28:37 в ответ на "Re: Верно ли отождествление?" (Олексій Тре)

> Просто, и первая и вторая версии упускают подробности (видимо не сохранились источники), когда икона была перенесена в Новый Зограф.
> См. у П. Успенского, с. 45: "Развалины сей обители понынѣ существуютъ въ долинѣ, по которой изъ нынѣшняго Зографа пролегаетъ дорога въ Хиландаръ, и слывутъ подъ именемъ стараго Зографа. Я видѣлъ ихъ и помѣстилъ на своей картѣ Аѳона..." Источник: https://books.google.com/books?id=vthhAAAAcAAJ&pg=RA1-PA45

Спаси Христос! А статья ПЭ вообще и не упоминает о "старом Зографе"...

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1360
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: о "старом Зографе"
16.08.2018 15:36:23 в ответ на "Re: Верно ли отождествление?" (Харин, Илья Николаевич)

>> См. у П. Успенского, с. 45: "Развалины сей обители понынѣ существуютъ въ долинѣ, по которой изъ нынѣшняго Зографа пролегаетъ дорога въ Хиландаръ, и слывутъ подъ именемъ стараго Зографа. Я видѣлъ ихъ и помѣстилъ на своей картѣ Аѳона..." Источник: http://books.google.com/books?id=vthhAAAAcAAJ&pg=RA1-PA45 (точка доступа 16 августа 2018)

> Спаси Христос! А статья ПЭ вообще и не упоминает о "старом Зографе"...

Этот "неудобный" еп. Порфирий писал:

[С. 45]: Этотъ старый Зографъ упомянутъ въ протатскомъ дѣлѣ 980 года, индикта 8-го, по случаю продажи огорода, άγροΰ, нѣкіимъ игуменомъ Ѳомою игумену св. апостоловъ Онисифору съ братіею его при протѣ св. горы Ѳомѣ, и упомянутъ потому, что границы сего огорода были смежны съ границами поземельнаго участка его *) Тогда въ немъ жили греки, и болгаровъ еще не было. Они вмѣстѣ съ родичемъ своимъ Іоанномъ игуменомъ Селинскимъ перешли въ этотъ монастырекъ между 1046 и 1049 годами.

[С. 47]: Съ той поры [с 1051] старый Зографъ считался игуменаріемъ, или или келліотною обителію, и платилъ дань протату до 1253 года, мало-ранѣе котораго построенъ былъ новый Зографъ на нынѣшнемъ мѣстѣ иждивеніемъ болгарскаго царя Іоанна Аceня 2-го, овладѣвшаго Аѳономъ. А въ 1253 году сей новый Зографъ возведенъ былъ на степень монастыря наравнѣ съ другими значительными монастырями святогорскими. Все это изложено въ запискѣ прота Исаака, начертанной на пергаминѣ въ 6841—1333 году.

Впрочем, у Турилова (см. ПЭ, т. 20, с. 301-313) читаем:

"От 1052-1266 гг. в монастырском архиве сохранилась только вкладная Марии Цузмены 1142 г. /.../ Эта вкладная также считается фальсификатом, составленным во 2-й пол. ХIII в. на основе ранних документов, впосл. уничтоженных /.../ В итоге З[ограф]. получил земли, но утратил большую часть своего архива: от раннего периода сохранилось 4 акта, в т. ч. только 2 связано с историей обители."

У него же (см. Межславянские культурные связи эпохи средневековья, с. 172: http://inslav.ru/publication/turilov-mezhslavyanskie-kulturn...rii ):

"Современная библиотека Зографа (даже с учетом рукописей, вывезенных из нее в XVIII - XIX вв .) в отличие от хиландарской невелика, неполна и откровенно бедна рукописями старше середины XIV в."

Ответить