Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "УВИЦКИЙ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ"

д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Ещё раз о високосных/невисокосных памятях.
23.04.2016 11:14:51 в ответ на "Re: Ещё раз о високосных/невисокосных памятях." (Александр Иванов)

> Но в абсолютно такой же ситуации с мц. Анной Четвериковой Вы настояли, чтобы мы выправили дату памяти по официальному календарю, вопреки правильной дате в ПЭ.

Да, помню, и теперь думаю, что я был неправ. Но тогда эта проблема - соотнесения новостильных и старостильных дат на стыке февраля-марта - только-только нарисовалась. То была первая ласточка на пути к её осмыслению.

> В общем-то оба решения "править/оставить" имеют свою аргументацию, но нужно выработать общее правило для таких случаев. Наш календарь не предназначен для богослужебного использования, мы можем себе позволить не повторять ошибки официального календаря.
> Сщмч. Сергий и мц. Анна были канонизированы синодальными решениями в 2006 году, год был невисокосный, память получили тогда просто переведя дату кончины в старый стиль, без учета года кончины и високосного смещения между календарями. Немудрено ошибиться, не занимайся я Древом, тоже бы не имел понятия об этом смещении. К нам на стажировку нужно направлять этих сотрудников :)

"Эти сотрудники", в отличие от нас с Вами, нимало не переживают ни по этому, ни по другим поводам.

Вы правы по поводу единого принципа. Между прочим, у католиков (в современном Римском Мартирологе) в конце февраля вообще все даты сдвигаются в високосный год на один день! Напр., 26 февраля https://www.heiligenlexikon.de/KalenderFebruar/26.htm указано:

> Im Martyrologium Romanum von 1962 werden alle Gedenktage vom 25. bis zum 28. Februar um einen Tag nach hinten verschoben.
> (Автоперевод:) Martyrology Роман с 1962 года все торжественные мероприятия от 25 до 28 февраля будет отложено на один день в тыл.

Возможно, именно когда я наткнулся на это их нововведение (с 1962 года), то окончательно утвердился в мысли, что такой прагматический западный подход - вариант с "плавающими датами" - неприемлем. И, конечно, правильно пересчитывать новостильную дату в старостильную один раз - именно по тому году (и веку [1]), когда произошло воспоминаемое событие. Если Вы с таким вариантом согласны, тогда дату Анны Четвериковой нужно исправить обратно и скорректировать сноску.

Дальше будет уже легче, поскольку выработан подход. Конечно, нужно будет делать сноски в подобных случаях. Но их вообще-то не будет так уж много.



[1]  "Век" для нас неактуален, но я уже сталкивался с тем, что в своих базах отмечал перенесение мощей ранних римских мучеников, состоявшееся где-то в 17-м, кажется, веке. Пересчитал западную григорианскую дату с разницей (тогдашней) в 11 дней - и впервые задумался: но ведь в 20 веке разница изменилась, и что делать? Ответил сам себе так: наша Церковь живёт по старому стилю. Поэтому любое событие в любой год и век она должна тогда же раз и навсегда фиксировать в своём старостильном календаре, и далее совершенно механически отмечать годовщины этой даты - и все дальнейшие "колебания курса григорианской партии" ей безразличны.

Ответить