Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ФЕОФИЛАКТ НИКОМИДИЙСКИЙ"

Олексій, гость Re: о Строволе на берегах Пропонтиды
08.03.2013 00:28:11 в ответ на "Re: о Строволе на берегах Пропонтиды" (Олексій)

В Малой Азим существовало несколько мест с названием Стробил (Στρόβιλος): в Карии, районах Смирны, Хиоса и Вифинии. По устоявшемуся истриографич. мнению местом ссылки Феофилакта, еп. Никомидийского было Карийское побережье. Ссылки в предыдущих постах. Иногда, указывают и на Стровилий - район Константинополя на берегу Золотого Рога http://www.heiligenlexikon.de/BiographienT/Theophylact_von_N...tml . Вопрос. Существуют какие-либо зацепки на то, что местом ссылки еп. Феофилакта была именно Вифиния?

1) О Вифинии, как вероятном месте ссылки епископа

Если говорить о порте Стровил на южном берегу никомедийского залива к западу от Еленополиса, то последние известные упоминания, в том числе эпиграфич., о таком административном нас. пункте. относятся к концу VI в. Его административные функции уже в середине 7 в. взял на себя соседний Pylai (ближе к Ялова). Расцвет последнего пришелся на 8-10 вв. В это время Пила(и) - известный торговый склад и перевалочная морская база на стратегическом пути из Дорилея (Эскишехир) в Константинополь (некоторые авторы, ранее вообще предполагали что Pylai / Strobilos - это один и тот же нас. пункт, причем, согласно тому же предположению - Pylai было офиц. названием города, а Стровил какое то время сохранял свое старое название у местн. населения). В некоторых документах встречается термин Pylopythia , обр. путем объединения названий Пила (Yalova, Ciftlikkoy) и Пифия (Thermal). С г. Ялова в византийское время связывают так же Xenodochion – приют для путешественников, бедных, больных и престарелых, но его относят к более позднему периоду. В настоящ. время в черте рыбацкого поселка Чифтликкёй сохранились археологич. следы небольшого порта, водопровода, останки админ. резиденции и каркас здания под названием Karakilise (Черная церковь)

2) О местах и обстоятельствах ссылки при имп. Льве V:

В византийское время Пропонтида (Принцевые острова и др.), служила местом ссылки низложенных императоров и патриархов, а также опальных сановников и монахов. Так было и при имп. Феофиле. – Однако, при имп. Льве V в Вифинии никто не задерживается:

- Патриарха Никифора с Хрисополя (предместье Халкидона) ссылают на остров Тасос (http://www.newadvent.org/cathen/14556b.htm - это в северной части Эгейского моря, близ Фракии http://mapcarta.com/Thasos ), с островом Фасос связывают так же ссылку митр. Евтимия Сардского (На заметку: см. http://www.ehw.gr/asiaminor/forms/fLemmaBodyExtended.aspx?lemmaID=4318 . Там же сказано, что Феофилакт Никомидийский вместе с др. в 803 г. отбывал ссылку на одном из островов между Сицилией и африканским побережьем и только через два года был отозван из изгнания).

- Местом ссылки Михаила Синадского была Евдокиада (Токкат http://pontosworld.com/index.php?option=com_content&task=vie...=90 ).

- Игум. Феодора Студита в 816 г. ссылают подальше от восточного берега Аполлониадского озера (форт Метопа, фема Опсикий, западнее Олимпа Мизийского) в более отдаленное место – крепость Бониту (фема Анатолик), с ужесточением его содержания и запретом посещения кем-либо из его сторонников.

После смерти имп. Льва, по указанию имп. Михаила II Травла (820-829), бывш. патр. Никифора на время вернули в Константинополь, куда из Смирны (821 г.) было позволено вернуться и Феодору Студиту. Так же были возвращены из ссылки мн. др. сторонники иконнопочитания.

  • Получается, что еп. Феофилакта, как одного из наиболее ревностных почитателей икон, ссылают в припортовую зону как раз напротив Константинополя, на границе фем Оптиматы и Опсикий, куда сходятся дороги из Малой Азии, и откуда морским путем было рукой подать до столицы, и успешно забывают о нем.

3) Без ссылок и пояснений возникают встречные вопросы и фантазии:

3.1) Известен ли к.-либо документ, который бы указывал на то, что на момент ссылки еп. Феофилакта (815 г.) топоним Стровил (относящийся в Вифинии) официально еще где-нибудь использовался?

3.2) Известно ли что-нибудь о следах крепости, в которой можно было бы держать узников? Для сравнения, остатки былого величия Византийской эпохи (крепость, портовые сооружения, и т.д. ) - цитадели Стровила (Аспат, Кария) до сих пор вызывают восхищение.

3.3) Как было показано выше, при Льве V "возмутителей спокойствия" удалили подальше от Константинополя, а так же от др. стратегических пунктов и дорог сообщения. Неужели о еп. Феофилакте забыли? – и это дает ему возможность недалеко от столицы во время своего заточения вести активную общественную жизнь, проводить агитацию, постоянно находится в переписке со своими сторонниками и при этом не вызывать раздражение у императорской администрации.

3.4) Почему при Травле в 821 г. еп. Феофилакта не вернули в столицу, если он был рядом, а продолжали томить в "песочной крепости" еще более 20 лет ? Опять забыли, или уже тогда "по состоянию здоровья" опального епископа, разместили в непостроенный Xénodochion, ближе чем в 5 км от Чифтликкёй? (Святитель умер в марте, в период обострения хронического заболевания между 840 и 845 гг. См. http://www.ehw.gr/asiaminor/forms/fLemmaBodyExtended.aspx?lemmaID=4517).

Или все-таки "Переход на сторону Фомы провинциального флота эгейской и кивириотской фем, пополненного и укрепленного еще заново отстроенными судами " (Липшиц Е.Э.Восстание Фомы Славянина и византийское крестьянство на грани VIII—IX вв. http://annales.info/byzant/small/foma.htm ), с последующей в декабре 821 осадой Константинополя 80 тысячной армией и флотом повстанцев сделали невозможным освобожение епископа из крепостных стен в Карии.

3.5) Сохранилась переписка Феодора Студита с Феофилактом, датируемая 817-818 гг. В это время (816-819 гг.) игумен находился в анатолийской крепости Бонит - в районе соленого оз. Аджигёль, во Фригии, восточнее Хоны (тур. д. Хоназ, ил Дензили). Именно Хоны лежали на пути у узников, которых переправляли в 819 г. из Бониты в Смирну. Переписка сторонников в пределах южных провинций, удаленных от Константинополя, куда более вероятна:

Расстояниие от этого города (Бонит) до Ликийского побережья, с котрого расходились посланиия Феодора Студита - ок. 100 миль. От Ликийского побережья (Патары / Миры), ближайшим крупным портом был карийский Стровил (ориентир - о. Кос), причем по суше от карийского Стровила до Бониты ок. 170 миль. http://wikimapia.org/#lat=37.4195269&lon=29.2213158&z=8&l=0&m=b

P.S.: В любой. дисциплине такое случается, что рабочая гипотеза, выдается за установленный факт, и такое бывает довольно часто.

Ответить