Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "КОРМЧАЯ КНИГА"

Жанна, гость Кормчие книги(дополнение)
01.10.2010 13:28:50

"Номоканон" ("Кормчая Книга"). Кормчии книги - сборники церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде некоторых славянских стран. Восходят к византийскому Номоканону (в переводе на славянский язык означает "законоправило", "законоправильник"), составленному в VI веке константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком. Во 2-й половине XI века Номоканон был переведён для болгарской церкви и затем распространён на Руси. Первый перевод на славянский язык греческого сборника был дан свт. Мефодием.

Первым в России на славянском языке был составлен сборник под названием "Синтагма" Иоанна Схоластика, включающий правила вселенских и местных соборов, извлечения из "Закона суднаго" Льва Исаврянина и из Прохирона - сборник государственных узаконений. Кроме сборника Схоластика (известен у нас под названием "болгарский сборник"), известностью на Руси пользовался сборник под названием "Синтагма XIV титулов", имевший две редакции - дофотиевскую и фотиевскую, и появившийся у нас уже до Ярослава I (в дофотиевской редакции). С конца XIII века Номоканоны в русской переработке получили название «Кормчие книги», они дополнялись на Руси нормами светского права. В 1225 появляется у нас сербский перевод "Кормчей книги", сделанный архиепископом св. Саввою, который получил на Руси большое распространение во множестве переписывался особенно в XIV-XVI вв. и известен под названием "рязанской редакции". Но древнейшей редакцией называют софийскую, список, найденный в Новгороде в Софийском соборе, составленный в XIII в. Это ещё одна разновидность Кормчей, где некоторые элементы болгарских и сербских Кормчих книг были сведены воедино. Эта так называемая софийская, или синодальная, редакция (получившая название по месту обнаружения в Софийском соборе Новгорода и хранившаяся затем в Синодальной библиотеке в Москве) дополнена была и русскими статьями: Русской правды, уставами князей Владимира и Ярослава, правилами Собора 1274 года и др. Синодальная Кормчая книга получила широкое распространение и дошла до нас в большом количестве списков. В 1274 году на церковном соборе во Владимире митрополит Кирилл предложил в качестве руководства для управления церковью именно эту Кормчую книгу. В конце XV — начале XVI вв. Кормчие книги из-за значительного числа разночтений подверглись пересмотру. Первая попытка пересмотра была сделана в конце XV в. митрополитом Киприаном, потом Максимом Греком, иноком кн. Вассианом Патрикеевым, протопопом Иосифом Волоколамским, в XVI в. митрополитом Даниилом, в XVII - при патриархах Иосифе, Никоне, в XVIII в. старообрядцами. В 1650 году была издана в типографии Иосифовская Кормчая книга, в 1653 году — Никоновская (по имени патриархов Иосифа и Никона), в 1787 году — Екатерининская Кормчая книга. Последнее издание Кормчей книги датируется 1816 годом.

Ответить