Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "1357"

Николая
пользователь
Православная

Сообщений: 822
Дата регистрации: 26.10.2024
на заметку: Год передачи Иверона грекам (по ПЭ) на "Древе" неточен.
13.08.2025 11:32:57

Статья ждет редакции. В ней год передачи Иверона грекам (по ПЭ) неточен.

Хотя на сайте паломнич. на Афон указан 1357 год

"Патриарх Каллист в сигиллии от 1357 года постановил, что игумен монастыря должен быть греком, службы в католиконе проходят на греческом языке и только в часовне Вратарницы — на иверском. Эти меры ни в коем случае не были направлены против иверских традиций, а были приняты в знак несогласия с политикой сербского правителя Стефана Душана по преобразованию монастырей Святой Горы. С другой стороны, указ Каллиста отражал печальную действительность того времени, т.к. связи монастыря с Иберией были ослаблены вследствие того, что страна находилась под влиянием монгол, и большинство монахов были греки. Период восстановления былой славы монастыря и обретение утраченного национального характера затянется на целое столетие и завершится только лишь с освобождением Иберии в середине XV века".// "Иверон". Византийский период, "Паломничество на Афон Официальный Афонский Паломнический Центр", https://athos.guide/monasteries/iveron

Но православная энциклопедия уточняет:

При патриархе Каллисте Константинопольском...(на престоле 2-й раз (1355 - кон. июля/август 1363/1364)).

"Решающую роль в истории Иверского монастыря сыграли 2 акта Константинопольского патриарха Каллиста I.

"В 1353 г. (ранее апр.) прот Арсений прибыл по просьбе греч. монахов в Иверский монастырь, чтобы выяснить, есть ли у груз. стороны реальная возможность управлять мон-рем. Прот передал управление и все должности греч. монахам, однако грузины этому не подчинились, аргументировав свою позицию тем, что название мон-ря - Иверский, т. е. Грузинский [1]. Когда Иверский монастырь посетил прот Феодосий, стороны достигли следующего компромисса: представители греч. насельников занимают должности настоятеля Иверского монастыря и экклисиарха, грузинские насельники - все остальные (Ibidem). Это положение было закреплено сигиллием патриарха Каллиста 1355/56 г. [2]. Полагают, что на решение повлияла и личность Каллиста. В 30-х годах XIV в. он подвизался в скиту Магула вблизи Иверский монастырь и безуспешно пытался устроить иером. Григория Акиндина в Великую Лавру, мон-ри Филофея, Симонопетра и в Иверский монастырь [3].

В 1342-1350 годах Каллист был насельником Иверск. м-ря и, вероятно, знал об антигрузинских настроениях братии обители.

Сигиллием 1355/56 г. ввиду малочисленности груз. братии и «их невежества и незнания дела управления монастырем» греческим насельникам, «по числу и по духовным достоинствам превосходящим иверийцев», было дано право на владение кафоликоном (Ibid. P. 6), с чем груз. сторона была категорически не согласна, мотивируя это тем, что в течение 5 веков Иверский монастырь под управлением грузин процветал, имения монастыря увеличивались и его доходы возрастали (Ibid. Примеч. 5). Во владении грузин была оставлена ц. Пресв. Богородицы Портаитиссы. Тогда же Каллист упразднил название мон-ря Иверский как «никчемное и суетное»" // В. И. Силогава, Э. П. А., Э. П. Ц. "Передача Иверского монастыря грекам". // Православная энциклопедия, т. 21, с. 24-60, https://www.pravenc.ru/text/293365.html#part_12



[1]  Lefort. 1995. Vol. 4. P. 6

[2]  Actes d'Iviron. 1995. Vol. 4. N 93

[3]  Lefort. J. Le Monastère d'Iviron, de 1328 au début du XVIe siècle 1995. Vol. 4. Р. 5

Ответить