Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "СОБОР ГЕРМАНСКИХ СВЯТЫХ"

Панайот Кофалалос
пользователь
православный клирик (УПЦ)

Сообщений: 1016
Дата регистрации: 30.03.2021
ОБЪЯСНЕНИЕ последней правки
04.09.2023 14:28:47

Вчера вечером мне позвонили из Германии (хотя они даже не знали, что эту статью делал я, просто знали, что я сотрудничаю в "Древе") замечание: Синод установил празднование Собора всех святых Германских не как местное, но как общерусское - точно так же, как ранее были установлены празднования соборов Всех Британских и Ирландских и Всех Испанских и Португальских святых.

Для сведения. Дело в том, что я в течение вот уже десяти лет, часто бывая в Германии, имел возможность следить за подготовительным процессом, происходившем там, поскольку общался с некоторыми участниками этого процесса. Первый список Собора, составленный по благословению покойного владыки Феофана, был представлен на епархиальном собрании Берлинско-Германской епархии РПЦ ещё в 2006 году. Он включал 148 имён. (Замечу в скобках, что германских святых, в отношении которых нет никаких сомнений, на самом деле в месяцесловах раза в два-три больше.) Владыка Феофан, к сожалению, с тех пор и до своей кончины та и не сделал ничего в продолжение этого начинания. Только в 2019 году состоялась теперь уже межепархиальная (МП+РПЦЗ) конференция "Святые Германии первого тысячелетия", которая занималась в основном "прополкой" списка 2006 года - в ответ на предупреждение, основанное на горьком опыте, что Москва такое количество имён переварить не в состоянии. Резали, что называется, по живому, иногда дело доходило до жарких дискуссий. В новом списке осталось 78 имён.

Когда я писал текст статьи, я отталкивался от фразы в разделе "Справка" Журнала № 64: "...комиссия «не имеет возражений против установления празднования на епархиальном уровне Собора святых, в земле Германской просиявших»". Эта фраза мне запомнилась - потому именно, что все эти годы речь шла об установлении общецерковной, а не местной, памяти. (Я почти уверен, что эта оговорка о "епархиальном уровне" со стороны комиссии по канонизации - но НЕ Синода! - была сделана на всякий случай, из перестраховки. Мне достаточно хорошо известны атмосфера внутри комиссии и нюансы её взаимоотношений с Синодом, потому и позволяю себе такое предположение.)

ОДНАКО в постановляющей части синодального Журнала НЕТ ни слова о том, что празднование - епархиальное. Сказано буквально следующее:

  • ...Синод постановил включить в Собор святых, в земле Германской просиявших, имена: ...
  • ...Днем празднования Собора святых, в земле Германской просиявших, установлено 20 сентября / 3 октября, если этот день совпадает с воскресеньем, в ином случае — в ближайшее воскресенье к 20 сентября / 3 октября.

Точно такие формулы употреблены были в постановлении Синода от 28 декабря 2018 года (журнал № 123) об установлении испано-португальского собора [1]:

  • ...включить в состав Собора святых, в земле Испанской и Португальской просиявших: ...
  • ...Установить празднование Собора святых, в земле Испанской и Португальской просиявших, в предшествующее воскресенье перед 12 октября.

Итак, в постановляющей части нет упоминания о епархиальном статусе Собора - в ней используются точно те же формулировки, что и при установлении другого Собора, который благополучно находится в календаре РПЦ [2].



[1]  http://www.patriarchia.ru/db/text/5330863.html

[2]  http://calendar.rop.ru/?idd=281

Ответить