Шевченко Василий только чтение православный, РПЦ МП Сообщений: 521 Дата регистрации: 23.07.2022 |
Константин Лихуд свт., Константинопольский
29.11.2022 09:06:04 |
|
Панайот начал свой труд разбирая, уточняя информац., сведения о двух свтт. Павлах патр. Константинопольских, внесу и я мален. вклад, начало обсуждения - о двух свт. Константинах, память их в один день 29 июля. Так сообщает греч. календарь и Собор Кнстантинопольских святителе на "Древе" (Кстати, на "Древе" и в этой статье ПЭ - разнобой написания имени Михаила, он то Керуларий, то Кируларий, речь о (Μιχαὴλ τὸν Κηρουλλάριον) - https://www.pravenc.ru/text/2563664.html?ysclid=lb1suiswwb296757035 В статьях https://drevo-info.ru/articles/find/МИХАИЛ КЕРУЛАРИЙ.html стоит КЕруларий) или МИХАИЛ I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ и КИруларий - ИОАННА ПАПЕССА В календаре греч. (автоперевод) "...Таким образом, проводится различие между старшим патриархом с тем же именем КОНСТАНТИН I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ (тоже память 29 июля) и более новым, и в качестве такового мы принимаем Константина III (II, который является иконоборцем) из Лихуда, священника с 1059 по 1063 год, бывшего протовестиара и президента Церкви. синода, и даже монаха, а ему наследовал Михаил Кирулларио. Он был добродетельным и (ἱδρυτὴς) основателем [1] монастыря Богородицы в Константинополе, о чем свидетельствует Пселл в своей эпитафии патриарху (см. ιδ. Σάθα, Μεσαίων. Βιβλ. Δ’, σ. 445 [2]), и таким образом его причисление к лику святых оправдано". В статье о основании К.Л. монастыря ничего нет. То есть - вопрос, треб., по возможности изыскания. Не понятно, что за монастырь св. Ипатия на Афоне, упомянутый в тексте статьи. Вот что собрано (с идентиф. переходами) из ПЭ Константин III Лихуд [греч. Κωνσταντῖνος ὁ Λειχούδης], (ок. 1000, К-поль, по др. данным - Кузинас, близ Смирны, ныне Измир, Турция - 9/10.08.1063, К-поль), патриарх Константинопольский (сo 2 февр. 1059), святитель Память 29 июля (Греч. [3]) и в Соборе Константинопольских святителей (Греч.) Основные источники для реконструкции биографии и деятельности К. Л. - произведения его близкого друга Михаила Пселла «Хронография» и «Энкомий» в честь К. Л. (не ранее 1075) [4]. Сообщения этих источников носят субъективный характер; образ К. Л. в них во многом идеализирован [5]. Дополнительные сведения содержатся в сочинениях историков Иоанна Скилицы (кон. XI в.), Продолжателя Скилицы, Михаила Атталиата (кон. XI в.) и Иоанна Зонары (2-я пол. XII в.). Сохранились также 3 послания Пселла, адресованные К. Л. Они малоинформативны: письмо с надписанием «протовестиарию Лихуду» [6] относится к эпохе правления Константина IX Мономаха (1042-1055), 2 других [7] - к периоду Патриаршества К. Л. Также К. Л. могло быть адресовано послание Пселла с несохранившимся надписанием [8]. К. Л. получил блестящее образование, рано начал придворную карьеру и был введен в состав синклита при имп. Михаиле IV Пафлагоне (1034-1041). Имп. Михаил V Калафат (1041-1042) признавал его таланты, однако не успел наделить его к.-л. офиц. титулами [9]. В нач. 40-х гг. XI в. сын К. Л. патрикий Стефан исполнял обязанности стратига фемы Васпуракан (Закавказье) и ок. 1044 г. был захвачен в плен тюрками-сельджуками [10]. Формирование кружка придворных интеллектуалов, ядро которого составили К. Л., Михаил Пселл, буд. патриарх К-польский Иоанн VIII Ксифилин (1064-1075) и свт. Иоанн Мавропод, относится к периоду правления Михаила IV. К. Л. был старше остальных участников кружка и обладал более устойчивым положением при дворе, поэтому мог выполнять роль их покровителя и проводника их интересов. Возвышение К. Л. при имп. Константине IX Мономахе, когда он стал проэдром и протовестиарием, привело к усилению позиций Пселла, Ксифилина и Мавропода. Придя к власти, Константин IX фактически отошел от дел и передоверил К. Л. управление империей, однако затем пожалел об этом и постарался ограничить влияние К. Л. [11]. Согласно Продолжателю Скилицы, К. Л. стал «хранителем попечения (προνοίας) и прав Манган», дворцового, странноприимного и больничного комплекса и связанного с ним мон-ря св. Георгия, который был обновлен и перестроен Константином IX [12]. Точно неизвестно, чем должен был заниматься К. Л.: возможно, управлять имуществом мон-ря или имущественными правами всего комплекса, либо - одним из ведомств имп. двора, т. н. секретом Манган [13]. В 1047 г. К. Л. участвовал в организации обороны столицы от войск мятежника Льва Торника [14]. В 1050 г. К. Л. был отправлен в отставку с поста первого министра (месадзона) [15], что привело к ослаблению позиций Ксифилина, Пселла и Мавропода при имп. дворе. Позже Пселл подчеркивал, что предупреждал К. Л. о грозившей ему опасности, однако тот не послушал предостережений. Дальнейшее правление Константина IX, по словам Пселла, было неудачным, поскольку он лишился столь опытного советника, как К. Л. [16]. В правление имп. Феодоры (1055-1056) [17] и имп. Михаила VI Стратиотика (1056-1057) К. Л. отошел от гос. деятельности и возобновил ее во время мятежа и переворота имп. Исаака I Комнина (1057-1059). По поручению Михаила VI он вместе с Пселлом и Феодором Алопом принимал участие в переговорах (в т. ч. в их секретной части) с восставшим в Никомидии Исааком. В ходе 2-го этапа переговоров участники посольства подтвердили, что жители Константинополя готовы признать Исаака императором [18]. К. Л. и др. участники посольства перешли на сторону Исаака, были посвящены в его дальнейшие планы и сопровождали при торжественном вступлении в К-поль в сент. 1057 г. [19]. Исаак приблизил к себе К. Л.: по свидетельству Пселла, в 1058 г. тот имел возможность обратиться к императору только через К. Л. [6]. После кончины свт. Михаила I Кирулария (21 янв. 1059) К. Л. был избран патриархом Константинопольским, рукоположен во пресвитера, однако его возведение в архиепископский сан было отложено из-за порочащих К. Л. слухов, которые дошли до императора. Оказавшись перед угрозой специального соборного обсуждения каноничности его поставления в епископский сан, К. Л. был вынужден отказаться от прав на управление Манганами, дарованных ему имп. Константином IX [20]. К. Л. сыграл важную роль в отречении имп. Исаака от престола в нояб. 1059 г., убедив его принять монашеский постриг [21]. Возможно, это было частью интриги, организованной Пселлом [22]. Предположительно в нач. 1060 г. К. Л. установил ежегодное поминовение своего предшественника свт. Михаила Кирулария. На одном из первых подобных торжеств у могилы Кирулария в присутствии имп. Константина X Дуки (1059-1067) и имп. Евдокии [23] Пселл произнес специально составленный по этому случаю энкомий [24]. К периоду правления имп. Константина X также относится участие К. Л. в имущественной тяжбе между афонскими мон-рями св. Ипатия и Ватопедом [25]. История отношений К. Л. с Римом не может быть точно реконструирована. Во вступлении к краткому полемическому соч. «Против заблуждения греков об исхождении Святого Духа» кард. св. Петра Дамиани сказано, что некий «господин блаженнейший патриарх Л.» обратился к папе Римскому Александру II (1061-1073) с просьбой разъяснить позицию «латинян» по вопросу об исхождении Св. Духа, ответом на эту просьбу и стало сочинение, написанное Дамиани. В. Грюмель предположил, что автором послания папе был К. Л. [26], однако, возможно, в действительности речь идет об Александрийском патриархе Леонтии (ок. 1052 - ок. 1059) [27]. Согласно сообщениям Михаила Сирийца, к 1-й пол. 1063 г. относятся антимонофизитские меры Константина Лихуда. Так, он приказал сжечь все священные книги «сирийцев и армян» [28]. Патриаршество К. Л. длилось 4 года 6 месяцев [29], и его кончина повергла в уныние весь Константинополь. Новым патриархом по совету Пселла был избран Иоанн VIII Ксифилин. Источники
Литература
Использованные материалы
[1] ἱδρυτὴς - https://glosbe.com/el/ru/ιδρυτής [2] https://saint.gr/739/saint.aspx [3] "Ὁ Ἅγιος Κωνσταντῖνος Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, - https://www.synaxarion.gr/gr/sid/249/sxsaintinfo.aspx [4] Любарский. 2001. С. 505 [5] Там же. С. 258-259 [6] Σάθας. ΜΒ. Τ. 5. Σ. 262-263 [7] Ibid. Σ. 299-300; Michaelis Pselli Scripta minora. 1941. P. 295-296 [8] Σάθας. ΜΒ. Τ. 5. Σ. 455-456 [9] Σάθας. ΜΒ. Τ. 4. Σ. 398 [10] Scyl. Hist. P. 446 [11] Mich. Psell. Chron. VI 178-179 [12] Τσολάκης. 1968. Σ. 106 [13] Юзбашян. 1959. С. 24-28 [14] Scyl. Hist. P. 440 [15] Mich. Psell. Chron. VI 180-181 [16] Σάθας. ΜΒ. Τ. 4. Σ. 406 [17] она же Феодора Порфирогенита - https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.e979519c-...ita [18] Scyl. Hist. P. 496 [19] Mich. Psell. Chron. VII 38-39 [20] Zonara. Epit. hist. XVIII 5; Τσολάκης. 1968. S. 106 [21] Mich. Psell. Chron. VII 79 [22] Скабаланович. 1884. С. 396 [23] Р. Б. Буганов. "Евдокия Макремволитиса". // Православная энциклопедия, Т. 17, С. 132-133 - https://www.pravenc.ru/text/187097.html?ysclid=lb1rd72t3x940943260 [24] RegPatr, N 887a [25] Actes de Vatopedi. 2001 [26] Grumel. 1942; RegPatr, N 889 [27] Бармин. 2006 [28] RegPatr, N 890-891 [29] Zonara. Epit. hist. XVIII 9 |
||
Ответить |