Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "СОБОР КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ"

Шевченко Василий
только чтение
православный, РПЦ МП

Сообщений: 521
Дата регистрации: 23.07.2022
Константин Лихуд свт., Константинопольский
29.11.2022 09:06:04

Панайот начал свой труд разбирая, уточняя информац., сведения о двух свтт. Павлах патр. Константинопольских, внесу и я мален. вклад, начало обсуждения - о двух свт. Константинах, память их в один день 29 июля. Так сообщает греч. календарь и Собор Кнстантинопольских святителе на "Древе"

(Кстати, на "Древе" и в этой статье ПЭ - разнобой написания имени Михаила, он то Керуларий, то Кируларий, речь о (Μιχαὴλ τὸν Κηρουλλάριον) - https://www.pravenc.ru/text/2563664.html?ysclid=lb1suiswwb296757035

В статьях https://drevo-info.ru/articles/find/МИХАИЛ КЕРУЛАРИЙ.html стоит КЕруларий) или МИХАИЛ I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ и КИруларий - ИОАННА ПАПЕССА

В календаре греч. (автоперевод)

"...Таким образом, проводится различие между старшим патриархом с тем же именем КОНСТАНТИН I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ (тоже память 29 июля) и более новым, и в качестве такового мы принимаем Константина III (II, который является иконоборцем) из Лихуда, священника с 1059 по 1063 год, бывшего протовестиара и президента Церкви. синода, и даже монаха, а ему наследовал Михаил Кирулларио. Он был добродетельным и (ἱδρυτὴς) основателем [1] монастыря Богородицы в Константинополе, о чем свидетельствует Пселл в своей эпитафии патриарху (см. ιδ. Σάθα, Μεσαίων. Βιβλ. Δ’, σ. 445 [2]), и таким образом его причисление к лику святых оправдано".

В статье о основании К.Л. монастыря ничего нет. То есть - вопрос, треб., по возможности изыскания. Не понятно, что за монастырь св. Ипатия на Афоне, упомянутый в тексте статьи.

Вот что собрано (с идентиф. переходами) из ПЭ

Константин III Лихуд [греч. Κωνσταντῖνος ὁ Λειχούδης], (ок. 1000, К-поль, по др. данным - Кузинас, близ Смирны, ныне Измир, Турция - 9/10.08.1063, К-поль), патриарх Константинопольский (сo 2 февр. 1059), святитель

Память 29 июля (Греч. [3]) и в Соборе Константинопольских святителей (Греч.)

Основные источники для реконструкции биографии и деятельности К. Л. - произведения его близкого друга Михаила Пселла «Хронография» и «Энкомий» в честь К. Л. (не ранее 1075) [4]. Сообщения этих источников носят субъективный характер; образ К. Л. в них во многом идеализирован [5]. Дополнительные сведения содержатся в сочинениях историков Иоанна Скилицы (кон. XI в.), Продолжателя Скилицы, Михаила Атталиата (кон. XI в.) и Иоанна Зонары (2-я пол. XII в.). Сохранились также 3 послания Пселла, адресованные К. Л. Они малоинформативны: письмо с надписанием «протовестиарию Лихуду» [6] относится к эпохе правления Константина IX Мономаха (1042-1055), 2 других [7] - к периоду Патриаршества К. Л. Также К. Л. могло быть адресовано послание Пселла с несохранившимся надписанием [8].

К. Л. получил блестящее образование, рано начал придворную карьеру и был введен в состав синклита при имп. Михаиле IV Пафлагоне (1034-1041). Имп. Михаил V Калафат (1041-1042) признавал его таланты, однако не успел наделить его к.-л. офиц. титулами [9].

В нач. 40-х гг. XI в. сын К. Л. патрикий Стефан исполнял обязанности стратига фемы Васпуракан (Закавказье) и ок. 1044 г. был захвачен в плен тюрками-сельджуками [10].

Формирование кружка придворных интеллектуалов, ядро которого составили К. Л., Михаил Пселл, буд. патриарх К-польский Иоанн VIII Ксифилин (1064-1075) и свт. Иоанн Мавропод, относится к периоду правления Михаила IV. К. Л. был старше остальных участников кружка и обладал более устойчивым положением при дворе, поэтому мог выполнять роль их покровителя и проводника их интересов.

Возвышение К. Л. при имп. Константине IX Мономахе, когда он стал проэдром и протовестиарием, привело к усилению позиций Пселла, Ксифилина и Мавропода.

Придя к власти, Константин IX фактически отошел от дел и передоверил К. Л. управление империей, однако затем пожалел об этом и постарался ограничить влияние К. Л. [11].

Согласно Продолжателю Скилицы, К. Л. стал «хранителем попечения (προνοίας) и прав Манган», дворцового, странноприимного и больничного комплекса и связанного с ним мон-ря св. Георгия, который был обновлен и перестроен Константином IX [12]. Точно неизвестно, чем должен был заниматься К. Л.: возможно, управлять имуществом мон-ря или имущественными правами всего комплекса, либо - одним из ведомств имп. двора, т. н. секретом Манган [13].

В 1047 г. К. Л. участвовал в организации обороны столицы от войск мятежника Льва Торника [14]. В 1050 г. К. Л. был отправлен в отставку с поста первого министра (месадзона) [15], что привело к ослаблению позиций Ксифилина, Пселла и Мавропода при имп. дворе. Позже Пселл подчеркивал, что предупреждал К. Л. о грозившей ему опасности, однако тот не послушал предостережений. Дальнейшее правление Константина IX, по словам Пселла, было неудачным, поскольку он лишился столь опытного советника, как К. Л. [16].

В правление имп. Феодоры (1055-1056) [17] и имп. Михаила VI Стратиотика (1056-1057) К. Л. отошел от гос. деятельности и возобновил ее во время мятежа и переворота имп. Исаака I Комнина (1057-1059).

По поручению Михаила VI он вместе с Пселлом и Феодором Алопом принимал участие в переговорах (в т. ч. в их секретной части) с восставшим в Никомидии Исааком. В ходе 2-го этапа переговоров участники посольства подтвердили, что жители Константинополя готовы признать Исаака императором [18]. К. Л. и др. участники посольства перешли на сторону Исаака, были посвящены в его дальнейшие планы и сопровождали при торжественном вступлении в К-поль в сент. 1057 г. [19]. Исаак приблизил к себе К. Л.: по свидетельству Пселла, в 1058 г. тот имел возможность обратиться к императору только через К. Л. [6].

После кончины свт. Михаила I Кирулария (21 янв. 1059) К. Л. был избран патриархом Константинопольским, рукоположен во пресвитера, однако его возведение в архиепископский сан было отложено из-за порочащих К. Л. слухов, которые дошли до императора. Оказавшись перед угрозой специального соборного обсуждения каноничности его поставления в епископский сан, К. Л. был вынужден отказаться от прав на управление Манганами, дарованных ему имп. Константином IX [20]. К. Л. сыграл важную роль в отречении имп. Исаака от престола в нояб. 1059 г., убедив его принять монашеский постриг [21]. Возможно, это было частью интриги, организованной Пселлом [22].

Предположительно в нач. 1060 г. К. Л. установил ежегодное поминовение своего предшественника свт. Михаила Кирулария. На одном из первых подобных торжеств у могилы Кирулария в присутствии имп. Константина X Дуки (1059-1067) и имп. Евдокии [23] Пселл произнес специально составленный по этому случаю энкомий [24]. К периоду правления имп. Константина X также относится участие К. Л. в имущественной тяжбе между афонскими мон-рями св. Ипатия и Ватопедом [25].

История отношений К. Л. с Римом не может быть точно реконструирована. Во вступлении к краткому полемическому соч. «Против заблуждения греков об исхождении Святого Духа» кард. св. Петра Дамиани сказано, что некий «господин блаженнейший патриарх Л.» обратился к папе Римскому Александру II (1061-1073) с просьбой разъяснить позицию «латинян» по вопросу об исхождении Св. Духа, ответом на эту просьбу и стало сочинение, написанное Дамиани.

В. Грюмель предположил, что автором послания папе был К. Л. [26], однако, возможно, в действительности речь идет об Александрийском патриархе Леонтии (ок. 1052 - ок. 1059) [27]. Согласно сообщениям Михаила Сирийца, к 1-й пол. 1063 г. относятся антимонофизитские меры Константина Лихуда. Так, он приказал сжечь все священные книги «сирийцев и армян» [28].

Патриаршество К. Л. длилось 4 года 6 месяцев [29], и его кончина повергла в уныние весь Константинополь. Новым патриархом по совету Пселла был избран Иоанн VIII Ксифилин.

Источники

  • Mich. Attal. Hist. P. 66;
  • Petri Damiani Opusculum contra errorem graecorum de processione Spiritus Sancti // PL. 145. P. 633-642;
  • Σάθας. ΜΒ. Τ. 4. Σ. 388-421 [энкомий Пселла];
  • Τ. 5. Σ. 262-263, 299-300, 455-456 [письма Пселла К. Л.];
  • Zonara. Epit. hist. XVIII 5;
  • Mich. Syr. Chron. Vol. 3. P. 166;
  • Michaelis Pselli Scripta minora magnam partem adhuc inedita / Ed. E. Kurtz, F. Drexel. Mil., 1941. Vol. 2. P. 295-296;
  • Mich. Psell. Chron. VI 178-181;
  • VII 38-39, 79;
  • Michele Psello. Orazione in memoria di Costantino Lichudi / A cura di U. Criscuolo. Messina, 1983;
  • Τσολάκης ᾿Ε. Θ., ἐκδ. ῾Η συνέχεια τῆς Χρονογραφίας τοῦ ᾿Ιωάννη Σκυλίτση. Θεσσαλονίκη, 1968. Σ. 106;
  • Scyl. Hist. P. 440, 446, 477, 496;
  • Actes de Vatopédi / Ed. J. Bompaire e.a. P., 2001. T. 1: Des origines à 1329. P. 94-102. (ArAth; 21).

Литература

  • Скабаланович Н. А. Византийское гос-во и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина. СПб., 1884. С. 390-396; RegPatr, N 887-892a;
  • Grumel V. Le premier contact de Rome avec l'Orient après le schisme de Michel Cérulàire // BLE. 1942. Vol. 43. P. 21-29;
  • Юзбашян К. Н. «Варяги» и «прония» в соч. Аристакеса Ластивертци // ВВ. 1959. Т. 16. С. 14-28;
  • Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 7; Kazhdan A. Constantine III Leichoudes // ODB. Vol. 1. P. 500;
  • Любарский Я. Н. Михаил Пселл: Личность и творчество // Безобразов П. В., Любарский Я. Н. Две книги о Михаиле Пселле. СПб., 2001. С. 228, 257-259, 383-385, 504-505;
  • Бармин А. В. Полемика и схизма: История греко-лат. споров IX-XII вв. М., 2006. C. 214-216;
  • Konstantinos 13 // Prosopography of the Byzantine World [Электр. ресурс: http://db.pbw.kcl.ac.uk/pbw2011/entity/person/107529].

Использованные материалы



[1]  ἱδρυτὴς - https://glosbe.com/el/ru/ιδρυτής

[2]  https://saint.gr/739/saint.aspx

[3]  "Ὁ Ἅγιος Κωνσταντῖνος Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, - https://www.synaxarion.gr/gr/sid/249/sxsaintinfo.aspx

[4]  Любарский. 2001. С. 505

[5]  Там же. С. 258-259

[6]  Σάθας. ΜΒ. Τ. 5. Σ. 262-263

[7]  Ibid. Σ. 299-300; Michaelis Pselli Scripta minora. 1941. P. 295-296

[8]  Σάθας. ΜΒ. Τ. 5. Σ. 455-456

[9]  Σάθας. ΜΒ. Τ. 4. Σ. 398

[10]  Scyl. Hist. P. 446

[11]  Mich. Psell. Chron. VI 178-179

[12]  Τσολάκης. 1968. Σ. 106

[13]  Юзбашян. 1959. С. 24-28

[14]  Scyl. Hist. P. 440

[15]  Mich. Psell. Chron. VI 180-181

[16]  Σάθας. ΜΒ. Τ. 4. Σ. 406

[17]  она же Феодора Порфирогенита - https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.e979519c-...ita

[18]  Scyl. Hist. P. 496

[19]  Mich. Psell. Chron. VII 38-39

[20]  Zonara. Epit. hist. XVIII 5; Τσολάκης. 1968. S. 106

[21]  Mich. Psell. Chron. VII 79

[22]  Скабаланович. 1884. С. 396

[23]  Р. Б. Буганов. "Евдокия Макремволитиса". // Православная энциклопедия, Т. 17, С. 132-133 - https://www.pravenc.ru/text/187097.html?ysclid=lb1rd72t3x940943260

[24]  RegPatr, N 887a

[25]  Actes de Vatopedi. 2001

[26]  Grumel. 1942; RegPatr, N 889

[27]  Бармин. 2006

[28]  RegPatr, N 890-891

[29]  Zonara. Epit. hist. XVIII 9

Ответить