Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "9 ИЮНЯ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1954
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: прп. Рафаил Агапийский XVII и XVI вв.
06.08.2022 15:59:01 в ответ на "прп. Рафаил Агапийский XVII и XVI вв." (Шевченко Василий )

> Разбирая список святых Румынских ../ нашлась память преподобных Рафаила и Парфения ( пока отсутствующая на "Древе" ) в календаре это дата ст. ст. 21 июля
> В православном румынск. календаре ее нет .. - Но есть в "Синаксаре" иером. Макария Симонопетрского память 9 июня /../ "Согласно преданиям Старого Агапийского монастыря ...
> Судя по указан. времени жизни - это разные святые.

  • "Cuviosul Rafail s-a nevoit în străvechiul așezământ călugăresc Agapia din Deal, în veacul al XVI-lea. Acesta a fost cinstit încă din secolul al XVII-lea, mai ales în Moldova, ca unul dintre sfinții români mai mari, ale cărui sfinte moaște le-a căutat, spre a le săruta, însuși Sfântul Ierarh Dosoftei, Mitropolitul Moldovei."

  • "избрал монашеский путь и в 1580-1585 гг. ушел в пустынь Агапия-Веке, расположенную в 2 км ... Поклониться мощам Р[афаила] приезжал митр. Молдавский свт. Досифей (Барилэ) (1671-1674,1675 - 1686), оставивший об этом воспоминания."

>> Пока не вижу оснований считать, что речь о двух святых. Неточность с указанием времени жизни - обычное дело.

Согласен, у митрополита Молдавского Никодима читаем: "Agapia Veche este loc sfintit. Agapia Veche infatiseaza una din cele mai vechi asezari calugaresti ale Moldovei. Aici s-au nevoit pustnici care au trait in evlavie si cu truda grea. Aici au invatat si petrecut vremea de ucenicie viitorii domnitori si mitropoliti ai Moldovei. Aici s-au proslavit cei trei sfinti cuviosi Rafail, Partenie si Ioan de la Rasca, si pana acum doua veacuri staruia de datina inchinarea solemna si obsteasca la sfintele lor moaste, asa cum ne-a lasat scris marele mitropolit Dosoftei" [1].

Еще раз, память прп. Рафаила и Парфения из Старой Агапии (Агапия-Веке) чтится еще со времен и по заветам дедушки старца митрополита Молдавского и Сучавского Досифея:

Рафайл из Агапии [румын Rafael de la Agapia] (1560, с. Бурсукани (совр. коммуна Бэлэбэнешти, жудец Галац, Румыния) - ок. 1640- 1645, мон-рь Агапия-Веке), прп. (пам. румын. 21 июля) Румынской Православной Церкви (РумПЦ). О Р. известно, что под влиянием отшельников, подвизавшихся в лесах Кодрий- Адамулуй (между современными Бурсукани и Бэлэбэнешти, жудец Галац (Румыния) - ныне здесь расположен мон-рь Адам), он избрал монашеский путь и в 1580-1585 гг. ушел в пустынь Агапия-Веке, расположенную в 2 км от мон-ря Агапия (также Агапия-Ноуэ, Агапия-дин- Ёале), где и принял постриг. Р. был учеником основателя обители мон. Евфросина и вслед за ним последовал на гору Скаунеле, находившуюся в километре от пустыни (название горы происходит от румын, слова scaun - стул: отшельники спали, сидя на стульях, установленных между елями); монахи здесь до кон. XVII в. придерживались строгого исихазма. Позже Р. вернулся в пустынь Агапия-Веке, принял иерейский сан и стал настоятелем. Обладал дарами изгнания бесов и исцеления.

Через 7 лет после кончины Р. его могила была вскрыта, мощи обретены нетленными и упокоены в кафоликоне пустыни Агапия-Веке. Затем, для того чтобы больше паломников смогли поклониться мощам (Агапия-Веке была довольно труднодоступна), их перенесли в мон-рь Агапия. В 1641-1643 гг. ктитор мон-ря Агапия гетман Гавриил Кочи (брат господаря Молдавского княжества Василе Лупу (1634-1653)) и его супруга Лилиана воздвигли в мон-ре большую ц. архангелов Михаила и Гавриила (освящена в 1646 митр. Молдавским свт. Варлаамом (Моцоком) (1632-1653)); там были упокоены мощи Р. Поклониться мощам Р. приезжал митр. Молдавский свт. Досифей (Барилэ) (1671-1674,1675 - 1686), оставивший об этом воспоминания. Во время различных политических неурядиц мощи Р. неоднократно прятали, после чего они были утрачены. Традиционно считается, что мощи Р. покоятся под спудом возле алтаря кафоликона мон-ря Агапия.

На заседании Синода РумПЦ 5- 7 марта 2008 г. Р. вместе с др. насельником Агапии-Веке, прп. Парфением из Агапии, был причислен к лику святых в числе 9 преподобных из жудеца Нямц. Провозглашение канонизации состоялось 5 июня в Нямецком в честь Вознесения Господня мужском монастыре, 21 июля — в мон-ре Агапия-Веке.

Р. вместе с ап. Андреем Первозванным и свт. Афанасием III Пателларием (патриарх К-польский в 1634- 1652) считается духовным покровителем Нижнедунайской архиепископии (в юрисдикции Мунтении и Добруджи митрополии РумПЦ), в состав к-рой входит жудец Галац, где родился Р.

Ист.: Dosoftei (Barilă), mitr. Viaţa şi petrecerea sfinţilor. Iaşi, 1686. Vol. 4 (на кириллице).

Лит.: Dărângă N. Istoria sfintei mănăstiri Agapia din judeţul Neamţ. Iaşi, 1908. P. 22-41; Liviu S. Sfinţi români. Sioiu, 1945. P. 48; Ivan L, diac. Cuviosul Rafail de la Agapia // Sfinţi români şi apărători ai Legii stramoţeşti. Bucur., 1987. P. 357-361; Bălan I. Patericul românesc. Vânători, 20055. P. 213-214; Păcurariu M, preot Sfinţi daco-romani şi români. Bucur., 2013[4]. S. 109-110.

Источник: М. Антон. "Рафаил из Агапии" // Православная энциклопедия. Т. 59. М. 2020., с. 376-377.

> хорошо, что есть доступ к новым статьям энциклопедии!

Парфений из Агапии [румын. Partenie de la Agapia] († 1660, мон-рь Агапия-Веке), прп. (пам. румын. 21 июля) Румынской Православной Церкви (РумПЦ). Сведения о П. собрал митр. Молдавский свт. Досифей (Барилэ) (1671-1674, 1675-1686): святитель был знаком с П. и под 9 июня внес его жизнеописание в свой труд, посвященный румын, святым (Dosoftei (Ваrilà). 1686. Р. 152).

О раннем периоде жизни П. ничего не известно. В нач. XVII в. он принял постриг в пуст. Агапия-Веке, расположенной в 2 км от Агапии женского монастыря (Агапия-Ноуэ, Агапия-дин-Вале). Вскоре он последовал примеру основателей обители, монахов Агапия и Евфросина, и удалился в горы Скаунеле, находившиеся в километре от монастыря (название гор происходит от румынского слова scaun — стул: отшельники спали, сидя на стульях, установленных между елями).

Подвизавшиеся здесь монахи придерживались строгого исихазма (эта практика продолжалась до кон. XVII в.); их рукоделием было вязание корзин из ветвей ореха и изготовление четок, к-рые послушники продавали в Тыргу-Нямце. Согласно устному преданию, П. был рукоположен во иерея и со временем стал игуменом Агапии-Веке. Обладал даром исцеления людей, изгонял бесов. Сразу после кончины его почитали как святого. Со временем нетленные мощи П. перенесли в кафоликон мон-ря.

На заседании Синода РумПЦ 5-7 марта 2008 г. П. вместе с др. насельником Агапии-Веке, прп. Рафаилом из Агапии, был причислен к лику святых в числе 9 преподобных из жудеца Нямц. Провозглашение канонизации состоялось 5 июня в Нямецком в честь Вознесения Господня мужском монастыре, 21 июля — в мон-ре Агапия-Веке. Часть мощей П. была упокоена в мон-ре Путна.

Ист.: Dosoftei (Barilà), mitr. Viata si petrecerea svintilor. Iasi, 1686. Vol. 4 (на кириллице).

Лит.: Dârângà N. Istoria sfintei mânâstiri Agapia din judetul Neamt. Iasi, 1908. P. 22-41; Liviu S. Sfinti romani. Sibiu, 1945. P. 54; Bàlan I. Pate-ricul românesc. Vânâtori, 2005. P. 214-215; Pàcurariu M„ preot. Sfinti daco-romani si romani. Bucur., 2013. P. 109-111

Источник: М. Антон. "Парфений из Агапии" // Православная энциклопедия. Т. 54. М. 2019, с. 661-662.



[1]  Старый Агапийский монастырь: https://www.crestinortodox.ro/biserici-manastiri/manastirea-...tml

Ответить