Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "СЕРАФИМА (КОРЕЦКАЯ)"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2248
Дата регистрации: 03.04.2013
И вот опять
27.06.2021 16:42:43

> вторая дочь Акима Корецкого и Анны Ходкевич. Строительство православного женского монастыря начал князь Евфимий-Богуш в 1571 году и завершил его сын Аким

Улыбнуло. Интересная родословная. Во-первых, княжна София происходила из знатного рода князей Корецких. Ее родителями были Иоаким (Ефим) Богушевич Корецкий (+1612) - сын Волынского воеводы Богуша (Богдана) Федоровича Корецкого и Анна Ивановна Ходкевич (1626) - дочь Виленского каштеляна Ивана (Яна) Ходкевича.

Т.е., Евфимий-Богуш = Аким

> Князья же Корецкие приняли условия Речи Посполитой и стали униатами...

Во-вторых, так да не так. После смерти князя Богуша (Богдана) Корецкого (+1876) княжна София вместе со своим отцем Иоакимом (Ефимом) и братом Самуилом (+ 1622) становится патроном Корецкой обители. Далее до 1620 года, согласно Владимиру Свистуну:

В пятницу светлой седмицы 1580 года, за вечерним богослужением была пострижена в монашество с именем Серафима епископом Львовским и Каменец-Подольским Гедеоном (Балабаном). В Фомино воскресенье была возведена в сан игумении Корецкого монастыря.

"После уклонения в унию Луцкого епископа Кирилла (Терлецкого), в Корецкий монастырь стали приезжать католические ксендзы и представители западных орденов с целью склонить насельниц к переходу в унию. Этому влиянию препятствовала игумения "силою княжеской власти", как сестра местного правителя. Насельниц в их верности Православию укрепил переезд киевского полемиста священника Лаврентия Зизания (1612-1619) на должность настоятеля корецкого Вознесенского собора. Вскоре в Корец прибыл и его брат Стефан, автор антикатолич. трактатов. Братья не только служили в соборе, но и проповедовали в обители, просвещали верующих".

Весной 1620 г., после прошения игум. Серафимы, жаловавшейся родному брату кн. Самуилу Иоакимовичу Корецкому на тесноту монастырских построек, в пределах города был заложен новый, более обширный мон-рь во имя Св. Троицы".

А вот далее, скорее всего неправда:

"После событий под Цецорой (1620) в ходе польско-тур. войны кн. Самуил был приглашен на аудиенцию к папе Римскому Павлу V. Вернувшись из Рима, он принял католичество. В сент. 1621 г. в сражении под Хотином князь был схвачен и отвезен в К-поль, пребывал в тур. плену, затем был посажен на кол".

Нет, с турецким пленом и казнью и все верно. А вот принятие князем Самуилом унии факт сомнительный, и он не мог участвовать в Хотинской битве 1621, так как был взят турками в плен под Цецорой в кон. сент. - нач. окт. 1620.

К слову:

"В центре нарративного потока находятся смерть Османа, а также Хотинская битва < .. > . Так, большое внимание уделено польскому магнату Корецкому, несмотря на то, что тот не участвовал в Хотинской битве" [1].

Поэтому, стоим на своем:

"В 1622 году был убит турками последний из православных корецких князей, и его брат Иоанн предложил своей сестре игумении Серафиме забрать икону из княжьей молельни в православный Корецкий девичий монастырь.

см. Корецкая икона Божией Матери «Споручница Грешных» // Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: http://blagoslovenie.su/index.php?option=com_content&task=vi...299

Т.е, начало строительство нового большого монастыря было заложено волею Самуила Корецкого весной 1620 года. А после того как, "в 1622 г. Корцем стал править младший брат Самуила Иоанн Иоакимович", вот тогда "игум. Серафима, не рассчитывая на патронат отпавших от Православия родственников, старалась укрепить материальную независимость обители".

> Главным меценатом и патроном строительства стал митрополит Петр (Могила)...

Петр (Могила) был участником Хотинской битвы в 1621. С 1627 - в сане архимандрита. О его участии в судьбе Корецкого монастыря до 1634 года еще надо поискать.

> Скончалась в 1627 году. Обряд погребения совершил митрополит Петр (Могила).

Горин писал, что Серафима Корецкая составила завещание 30 марта 1933 года, а "(25 квітня цього року її згадано як померлу) [ЦДІАК України. – ф. 25 (Луцький ґродський суд). – оп. 1., спр. 187, арк. 355]".

Согласно Свистуну, "В нояб. 1633 г. митр. Киевский Петр (Могила) возглавил чин погребения скончавшейся игум. Серафимы в усыпальнице под трапезной Воскресенского мон-ря."

Есть запись в архиве от 8 февраля 1634 о том, что митрополитом Петром Могилой "на местце змерлоє игуменіє монастыра Корецкого кнежны Серафины Корецкоє" была рукоположена в сан игумении Серафима Ярмолинская, родная сестра Кременецкого земского суди.

Литература

  • Свистун В. О. Корецкий во имя Святой Троицы женский монастырь // Православная энциклопедия. Т. 37, С. 716-722:
  • Горін С. М. Волинські монастирі під патронатом князів Корецьких (до середини XVII ст.) // Наукові записки Національного університету «Києво-Могилянська академія». Історичні науки. - 2010. - Т. 104. - с. 9-13:



[1]  Об историчности и фикции в поэме Ивана Гундулича «Осман»: https://core.ac.uk/download/pdf/336872238.pdf

Ответить