Гавриила только чтение православие Сообщений: 1380 Дата регистрации: 27.07.2018 |
На заметку
11.04.2020 16:40:25 |
|
На заметку: Из беседы с Архимандритом Ефремом (Кутсу) архим. Ватопедским. 10 ноября 2011.
"У нас три ковчега святого Пояса в монастыре – три частицы, которые подарили монастырю царь и князь. Первый – Иоанн Кантакузин, император Византии, у которого была тесная связь с монастырем: там жил его духовный отец и святой нашей Православной Церкви преподобный Савва, ради Христа юродивый (всем советую прочитать его житие). А второй, кто подарил часть святого Пояса монастырю, – Великий князь Сербский Лазарь, который был замучен ради Христа и сегодня является покровителем и великомучеником Сербской Православной Церкви". -----------
"Честной Пояс Богородицы, разделенный на сегодняшний день на три части, является единственной реликвией или святыней, которая сохранилась от Ее земной жизни, и хранится в Священной Великой Обители Ватопед. Согласно преданию, Пояс был изготовлен из верблюжьего волоса Самой Богородицей, а после Ее Успения, при Вознесении Ее на небеса, Она передала его апостолу Фоме. «Когда восходила Ты, Пречистая, к незапятнанной славе, рукою Своей даровала апостолу Фоме Свой святейший пояс», – поёт Церковь в день празднества Положения Честного Пояса Богородицы. Хранение Честного Пояса взяли на себя две бедные набожные женщины из Иерусалима. Незадолго до Своего Успения Богоматерь приказала евангелисту Иоанну разделить между ними и две Своих ризы. Из поколения в поколение Пояс передавался на хранение благочестивой деве родом из этой семьи. В годы правления императора Аркадия, сына Феодосия Великого, Честной Пояс был перенесён в славную столицу Византийской империи, г. Константинополь. Он был положен в прекрасную раку, которая была названа «Святой ракой». Положение произошло 31 августа. Священная реликвия должна была защищать столицу государства и Ее жителей от вражеских нападений, несчастий и посягательств злых духов. Через несколько лет дочь Аркадия, императрица Пульхерия, возвела блистательный Халкопратийский храм и положила в него Честной Пояс. В следующем веке, неизвестно, когда именно и кем, Честной Пояс был перенесён в г. Зила, что в Каппадокии, на юге от Амасеи. В Константинополь он снова был перенесён в период правления императора Юстиниана I (527–565 гг.), при котором был построен Собор Святой Софии. Его преемник Юстиниан II и его супруга София отреставрировали Халкопратийский храм и возвели маленькую церковь Святой Раки. Честной Пояс хранился на Святом Престоле. Честной Пояс Богородицы в Константинополе совершил множество чудес. Он излечил Зою Заутзи, супругу императора Льва VI Мудрого (886–912 гг.), которая была мучима духом нечистым. Когда патриарх возложил на неё Святой Пояс, она сразу же освободилась от своего мучения. В знак благодарности она украсила весь Пояс золотой нитью, и в таком виде он сохранился по сей день в Священной Великой Обители Ватопед. Константинопольский патриарх Герман I (715–730 гг.) с лиризмом говорил, что Честной Пояс вечно хранит Божие благоухание совершённых им исцелений, даруя радость всем, кто приближается к нему с верой и благоговением; и Иосиф Песнопевец (прибл. 816–866 гг.) воспевает святыню, так как Благодатию Божией Матери она освящает верующих, приходящих благоговейно приложиться к ней, ограждает их от вреда и освобождает от болезней и скорбей. Около 1150 г. Честной Пояс находился в Большой Палате Константинополя, в храме Святого Михаила. Вероятно, он был разделён на части, которые были перенесены в храмы. В XII веке, в частности, в годы правления Мануила I Комнина (1143–1180 гг.), праздник Святого Пояса был официально утвержден 31 августа, тогда как ранее его отмечали вместе с праздником Ризы Богородицы 2 июля. После захвата Константинополя крестоносцами четвертого крестового похода в 1204 г. некоторыми частями Пояса овладели орды варваров, которые и перенесли их на Запад. К счастью, утеряны были не все. Точно известно, что часть Честного Пояса осталась в Константинополе, а после его повторного завоевания в 1261 г. Михаилом VIII Палеологом она хранилась во Влахернской церкви. Свидетельство анонимного русского паломника в Константинополе, датированное приблизительно 1424–1453 гг., касательно существования Святого Пояса в Царьграде является последним. Неизвестно, что произошло впоследствии, после падения Константинополя в 1453 г. Наибольшая часть Честного Пояса, сохранившаяся до наших дней, хранится в нашем Монастыре. Эта часть достигла монастыря после множества приключений. Константин Великий изготовил крест, который он брал с собой в военные походы для защиты себя и своего войска. В середине креста находился кусочек Честного Древа; также в нём были отсеки, в которых были размещены святые останки наиболее значимых мучеников и кусочек Честного Пояса. Этот крест брали с собой в военные походы все императоры. В ходе одного из походов против болгар император Исаак II Ангел (1185–1195 гг.) был побежден правителем Асаном. Тогда один из священников бросил королевский крест в реку, дабы не допустить его осквернения врагами. Однако он всё же был найден и передан болгарскому царю Асану. Болгары состояли в не слишком хороших отношениях с сербами, и они постоянно ухудшались. Приблизительно в 1330 г. в одном из сражений болгарское войско было наголову разгромлено сербским правителем великомучеником Лазарем (1389 г.). Так королевский крест перешел в руки сербов. По истечении сорока лет Лазарь даровал монастырю Ватопед королевский крест вместе с кусочком Честного Древа, кусочком Честного Пояса и другими священными останками. Надпись на сербском языке на обратной стороне Честного Креста гласит: «Лазарь, во Христе Боге князь Сербии и правитель Греции, приношу в дар могущественное оружие с непорочным Поясом Пречистой Девы монастырю Ватопед моего царства». С тех пор он хранится в алтаре соборного, то есть центрального, храма Обители. Нельзя оставить без внимания еще одно предание, сохранившееся в нашем Монастыре. Согласно ему, Честной Пояс был принесен в дар императором Иоанном VI Кантакузином (1341–1354 гг.), который впоследствии отрекся от императорского звания, постригся в монахи с именем Иоасаф и монашествовал в Ватопедской Обители. В годы турецкого владычества братья монастыря путешествовали, совершая крестные ходы со Святым Поясом по Криту, Македонии, Фракии, Константинополю и Малой Азии, дабы освятить и поддержать порабощенный эллинизм и оградить его от всяческих заразных заболеваний..." |
||
Ответить |