Обсуждение статьи "24 СЕНТЯБРЯ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1564
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Икона "Миртидиотисса" - на заметку
08.04.2020 19:02:29 в ответ на "Re: 24 сенября - память еще одной "Миртидиотиссы"" (Олексій Тре)

> Икона Миртидиотисса разошлась в списках по всей Греции, поэтому праздничные богослужения в день ее памяти совершаются по всей стране

[На заметку, копипаст] Источник: Православная энциклопедия, Т. 45, М., 2016. С. 389 – 390

[Начало текста]:

МИРТИДИОТИССА [греч. Μυρτιδιώτισσα], чудотворная икона Божией Матери (пам. греч. 24 сент.), хранится на о-ве Китира в ц. Пресв. Богородицы Миртидиотиссы, расположенной в 12 км к северо-западу от главного г. Хоры. Икона была найдена неким пастухом в зарослях мирта (видимо, раньше на этом месте находился раннехрист. храм), за что она и получила свое название. Икона принадлежит к иконографическому изводу «Одигитрия». Датировка ее создания неясна, предание приписывает ее кисти ап. и евангелиста Луки (Πετρόχειλος. 1940. Σ. 33). Сохранилось свидетельство о том, что сначала на иконе были видны лики Божией Матери и Младенца, но с течением времени они потемнели. На месте обретения иконы благочестивый пастух построил небольшую церковь, в которой поместил образ Божией Матери. Рядом он соорудил келью для себя, чтобы присматривать за иконой. Весть о том, что новоявленный образ является чудотворным, постепенно распространялась по острову, приходившие поклониться ему получали утешение и исцеление. Предполагают, что икона была найдена в 1160 г. или в XIV (XV) в., днем ее обретения считается 24 сент.

После смерти пастуха за церковкой М. следил мон. Леонтий, он построил новую церковь большего размера и неск. келий для паломников. При нем около церкви образовался мон-рь, получивший название Миртидий (των Μυρτιδίων).

Одно из многочисленных чудес от иконы — исцеление парализованного Ф. Кубаниоса, произошедшее в тот момент, когда все бежали из храма, напуганные ложным известием о нашествии пиратов (кон. XVI в.),— сделало М. известной не только на острове, но и за его пределами. К иконе обращались с молитвой при эпидемиях, неурожае (продукты были доставлены из др. местностей), засухе. М. много раз спасала жителей Китиры от пиратов-агарян, помогла пристать к берегу попавшему в бурю кораблю. Многократные исцеления от иконы упрочили ее славу среди верующих, тем более, что известны даже годы, когда они происходили, и фамилии исцеленных, напр., в 1722 г. выздоровел парализованный канцлер И. Калудзис.

Владевшие Китирой венецианцы перенесли М. в лат. ц. Пресв. Богородицы Миртидиотиссы, или Кастриани, в крепость Хоры и возвращали ее в мон-рь только в дни больших праздников. М. почиталась и православными и католиками и была украшена их приношениями. В их числе есть и золотой полумесяц, к-рый на спор обещал пожертвовать М. некий турок с Крита, не веривший, что крестный ход с иконой избавит остров от засухи. В 1829 г. М. спасла находившихся в крепости людей от шаровых молний.

В 1827 г. мастер Н. Ф. Спифакис изготовил для иконы серебряный оклад. В сер. XIX в. был сооружен большой храм (часто в лит-ре упом. 1857 г., но иконостас кафоликона имеет запись с пометой 1856 г., а он был закончен после завершения основных работ), включивший и средневек. постройку, в сев. части к-рой, в конхе, образованной естественным углублением в скале, хранится чудотворная икона.

Софроний (Пангалос), еп. Кифирский, в 1640 г. написал службу М. (Πετρόχειλος. 1940. Σ. 77). В XX в. службу и акафист М. составил С. Калуцис, канон — мон. Герасим Микраяннанит, в 2006 г. хвалебные и молебные песнопения — Серафим, митр. Кифирский. В ц. Пресв. Богородицы Миртидиотиссы в крепости Хоры хранится икона М. XVII или XVIII в., где Божия Матерь представлена вместе со св. Рохом и с прп. Феодором Кифирским (ΓκίνηΤσοφοτΐούλου Ε. Σχόλια σε μια εικόνα από ναό του Κάστρο της Χώρας Κυθήρων // Αρχαιολογικόν Δελτίον. 1989. Τ. 44/46. Σ. 179-190).

В честь иконы стали воздвигать церкви в других городах Греции, напр., в черте Больших Афин в 1930 г. был построен 1-й небольшой храм. В 1972 г. на его месте был возведен величественный собор Пресв. Богородицы Миртидиотиссы в визант. стиле (расширен в 1996).

Лит.: Πετρόχειλος Μ. Κ. Ιστορία της Νήσου Κυθήρων. Αθήναι, 1940. Σ. 31,33, 77,91; Γσουλιάς Θ. Α., τφωτοτφεσβ. Τα Ιερά Προσκυνήματα της Παναγίας ανά την Ορθοδοξία. Κατερίν, 1996. Τ. 1. Σ. 79-80; Τζιβάρα Π. Ειδήσεις για την παρουσία λατίνων στα Κύθηρα τον 17ον και τον 18ον αιώνα // Κύθηρα: Μύθος και πραγματικότητα. Πρακτικά Α' Διεθνές Συνέδριο Κυθηραΐκών Μελετών: Κύθιρα, 2003. Τ. 3. Σ. 445-458; Νεκτάριος (Ζιόμτΐολας), άρχιμ. Σαράντα εικόνες τής Παναγίας. Αθήνα, 2004. Σ. 160-164; Ακολουθία και θαύματα της Παναγίας Θεοτόκου της Μυρτιδιωτίσσης. Κύθηρα, 2006.

[Конец текста. Начало текста след. статьи]:

МИРТИДИОТИССЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИКОНЫ МОНАСТЫРЬ [греч. Ιερά Μονή της Παναγίας Μυρτιδιώτισσα(η)ς, Μυρσινιώτισσης, Μυρσιντδιώτισσης, Μυρσιντδίσυ], действующий, мужской, принадлежит Хиосской, Псарской и Инусской митрополии, расположен в 7 км к северу от г. Хиос на о-ве Хиос. Монастырь назван так, потому что в нем хранится чудотворный список Миртидиотиссы Божией Матери иконы. Он основан в 1887 г. свящ. Христофором Серемелисом. Однажды он и его брат Димитрий проплывали по морю мимо того места, где теперь построен мон-рь, и в этот момент о лодку ударились 2 доски. Братья вытащили доски из воды и с удивлением обнаружили, что это части иконы Божией Матери Миртидиотиссы.

Впоследствии оказалось, что в том месте, где братья обрели икону, вода была пресной. Для поклонения чудесно обретенной иконе выстроили церковь, куда стали приходить верующие, а впоследствии там был основан и мон-рь.

Здесь хранятся частицы мощей сщмч. Харалампия, прмц. Параскевы, новомучеников Николая (1754) и Георгия (1807) Хиосских, а также частицы Честного Древа. В обители находятся облачения сщмч. Григория V, патриарха К-польского. Престольный праздник совершается 24 сент.— в день памяти иконы Божией Матери Миртидиотиссы.

В наст, время в мон-ре подвизаются 8 насельников, игумен — архим. Нектарий (Эпитропакис).

Лит.: Τσουλιάς θ. Λ., τφωτοτφεσβ. Τα Ιερά Προσκυνήματα της Παναγίας ανά την Ορθοδοξία Κατερίν, 1996. Τ. 1. Σ. 194-195; Λέκκος Έ Π. Τά μοναστήρια τού Ελληνισμού. Πειραιάς, 1998. Τ. 2. Σ. 441-442.

[Конец текста]

Ответить