Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "САВВА ВАТОПЕДСКИЙ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
На заметку
25.09.2018 14:59:30

[На заметку]

Память преподобного Саввы Ватопедского [1], безмолвника

Св. Савва появился на свет в Фсссалонике ок. 1283 г. Родители прочили ему военную карьеру. Но юноша, осознав суету земной жизни, в семнадцать лет бежал на Святую Гору Афон, ничего с собой не взяв. Его душа, взволнованная жаждой милости Божией, искала сурового и требовательного старца, который мог бы вести его верным путем послушания и смирения.

Отыскав неподалеку от Карей наставника в исихазме — науке наук, Савва ревностно вступил в аскетическую борьбу, испив вместе с наслаждениями, подобно напитку бессмертия, оскорбления, насмешки и даже побои со стороны духовного отца. Голод, жажда и все виды лишений были для него средством восполнять в плоти своей недостаток скорбей Христовых (ср.: Кол 1, 24). Его полный отказ от собственной воли во всех случаях делал его столь открытым Божественной воле и столь хорошо избавлял от тревог этого мира, что Савва стал словно прозрачным пред лицом Божиим. Покой и мир его души отражались и на внешности, делая Савву любезным и привлекательным для всех. Забота и братская любовь стали для него столь естественными, что однажды, идя с тяжелой ношей вместе с другим монахом, он взял мешок своего усталого спутника и, поскольку тот еще отставал, понес его на плечах.

Наконец его старец, восхищаясь послушанием и смирением ученика, предложил ему принять духовный сан. Но Савва тайно скрылся в тот же день и не возвращался, пока не уверился, что может жить в стороне от любых почестей.

Семью годами позже, в правление императора Андроника Палеолога, грабежи, устроенные на Афоне каталонскими захватчиками, стали причиной бегства множества монахов (1307). Старец Саввы решил укрыться в Фессалонике, но молодой монах отказался последовать за ним, страшась подвергнуться в городе искушениям. Вскоре турки осадили город, лишая надежды обрести там убежище.

Оказавшись, таким образом, в одиночестве, Савва принял решение совершить паломничество по святым местам. Прибыв на Кипр с душой, исполненной любви к Господу, он вступил с помощью Божией на тяжкий и опасный путь юродства Христа ради. Сбросив свои одежды и живя в полном безразличии к мирским вещам, без крова, незнакомец, презираемый людьми, прп. Савва приносил себя как невинную жертву издевательствам, насмешкам и оскорблениям, в подражание Страстям Христовым. Так он переходил из одного селения в другое, никогда не прося милостыни, питаясь лишь дикорастущими травами и время от времени уединяясь в пустынном месте или пещере, чтобы полностью погрузиться в созерцание. Как он поведал позже ученику, этот путь добровольной смерти для мира через юродство полезен лишь для тех, кто умеет, при всех своих эксцентричных поступках, строго и неусыпно следить за собой посредством молчания [2]. Именно поэтому на протяжении двадцати лет юродства св. Савва сугубо оберегал свое молчание, в любом случае сосредотачивая внимание на внутренней мысленной борьбе. Однако безмолвие не привело его к суровости или эгоистическому уходу в себя. Напротив, он всегда улыбался и был приветлив по отношению ко всем встречным, хорошим или плохим.

Однажды некая женщина восхитилась его представительной осанкой — и он до вечера просидел в навозной яме. Где бы преподобный ни находился, он повсюду стремился терпеть унижение и презрение, словно для того, чтобы принять на себя всю человеческую ненависть и очистить от нее мир, в подражание Христу и мученикам, которые молились за своих палачей.

В другой раз он оказался у ворот католического монастыря на Кипре. Богатые монахи, увидев бродячего подвижника, побили его и выставили на улицу. В то время как он избитый лежал на земле, божественный свет возник в его разуме, постоянно обращенном к Богу в безмолвной молитве. Этот свет разлился по телу св. Саввы и чудесным образом исцелил его. Так Господь впервые явил Своему слуге знак нетленности, уготованной святым в Царстве Божием.

Подвижник без промедления продолжил путь странника. Но после того как он согласился разомкнуть уста, чтобы назвать свое имя благодетелю, люди поняли, что он добровольно изображал сумасшествие. Они начали восхищаться им и уважать его, просить его молитв, даже писать его иконы и почитать как святого. Несмотря на все усилия преподобного избежать почитания от людей, слава о нем распространилась вплоть до Константинополя и Горы Афон. Тогда он решил скрыться и отправился в Святую Землю.

От Иерусалима он двадцать дней шел через пустыню в монастырь на горе Синай. Там он остался на два года простым послушником. Потом, по возвращении в Иерусалим, св. Савва устроил себе жилище в пещере в Иорданской пустыне, где посвятил себя непрестанной чистой молитве, которая соединяет душу с Богом. Однажды на него набросился бес в обличье ужасного змея, но Савва прогнал его, призвав имя Господа нашего Иисуса Христа и не позволив себе никоим образом отвлечься от молитвы. Эта победа над лукавым открыла ему путь к благодати обожения.

Однажды его пещеру внезапно озарил тот самый свет, которым некогда просияло тело Христа на вершине горы Фавор, позволив трем святым апостолам насладиться частью Славы Божией. Пав на землю, свободный от обычных действий сознания, преподобный мог созерцать духовными очами, измененными Святым Духом, Христа во Славе. Это были те Слава и Свет, которые происходят именно из Царства Небесного, частично доступного уже здесь. Став богом по благодати, Савва мог с тех пор видеть Бога в себе самом, словно в зеркале (ср.: 1 Кор 13,12).

Хотя подвижник стремился скрывать эту благодать, его слава привлекала отовсюду монахов, желавших услышать хотя бы одно слово духовного наставления, однако никому из них не удавалось заставить его нарушить святое молчание. Он вновь скрылся в пустыне, нагим и без пищи, ища более совершенного общения с Богом. Через пятьдесят дней путешествия он пал на землю, изнуренный и лишенный всякой надежды на человеческую помощь. Тогда Бог послал к нему Ангела, окруженного сиянием и Небесным благоуханием. Посланник Божий ободрил его и с этих пор взял под свое покровительство.

Отныне ослепительный свет славы Христовой стал для него всем: пищей, одеянием, здоровьем, отдыхом... Божественная благодать, единая с его душой, разливалась по телу святого и приобщала его к нетленности, подобно естественному союзу души и тела. Четыре года он находился в пустыне, наслаждаясь божественным сиянием, словно Ангел в человеческом теле, хранимый своим Ангелом от всех бесовских козней.

Затем он направился в монастырь Святого Саввы, чтобы пребывать в затворе. Монахи могли слышать извне шум и крики, производимые бесами, но человек Божий оставался невозмутимым, постоянно погруженным в созерцание. Однажды падшие духи схватили его и бросили вниз головой в глубокую пропасть. Поддерживаемый Ангелом, святой обнаружил, что стоит на ногах невредимым. И он пребывал там в восхищении, стоя неподвижно и воздев руки к небу, без еды, питья и сна в течение сорока дней. Каких только откровений не стал он свидетелем тогда, подобно Моисею на вершине Синая! Вознесшийся духом выше Небес и чинов ангельских, омываемый Светом и Божественной Славой, он достиг источника всякого света — Господа нашего Иисуса Христа.

Поскольку видение Бога стало для преподобного личным и близким союзом со Христом, он отныне общался с Богом как с другом, уверившись в том, что стал сыном Божиим по благодати, не будучи никоим образом стеснен смертным телом. Когда монахи прибыли вытащить его из пропасти, он вышел из восхищения и, по возвращении в келью, с удвоенным рвением продолжил аскетические подвиги. Питаясь малой порцией сухого хлеба и слегка утоляя жажду малым количеством воды, св. Савва целый год лежал, не переворачиваясь на бок, потом он провел целый год неподвижно сидя на скамье.

Чем более подобным Богу делала его благодать, тем более он погружался в великое смирение. Вот почему, после трех лет подобных подвигов, он покинул монастырь Святого Саввы и попросил принять его послушником в общежительный монастырь на берегах Иордана. Там он принял на себя послушание пономаря. И вновь его добродетели стали предметом восхищения других монахов, которые не знали о его прежнем опыте.

Так святой, сперва будучи вознесен до вершины созерцания, вновь снизошел к обычной жизни. Его смирение было таково, что однажды он отдал себя на съедение львам, которые напали на принадлежавших монастырю ослов. Хищники резко остановили свой бег и возвратились, опустив головы, в свое логово.

Тогда ему явился Ангел-Хранитель и велел покинуть Святую Землю и возвратиться в Византию, дабы многие души могли получить его наставления. Отправившись неспешно в Константинополь, он провел четыре года на о. Крит, где все это время стоял, никогда не разминая тело. Побывав на Пелопоннесе, в Македонии и во Фракии, он достиг Константинополя и затворился в келье монастыря Святого Диомида, не принимая посетителей и всегда прикрывая лицо куколем.

Император Андроник III (1328-1341) и патриарх Исайя (1323-1334), уведомленные о присутствии богоносного человека, безуспешно пытались увидеться с ним. Поскольку некоторые стали выражать сомнения в его Православии, святой ограничился тем, что письменно изложил исповедание веры и выражение верности императору и патриарху. После этого Савва отправился на Афон, где попросил, чтобы его приняли в Ватопед как простого монаха.

Именно там он познакомился со св. Филофеем [11 окт.], который стал его учеником и биографом и ради него нарушил двадцатилетнее молчание. Трудясь одновременно в ризнице, больнице и трапезной, Савва пытался скрыть добродетели и благодать, полученные им от Бога. Он отрекался от всякого почитания и отказывался от всякой ответственной должности, которую хотели ему доверить, страшась лишиться благодати, которую приносит смиренная покорность. Однако он вынужден был согласиться принять участие в посольстве афонских старцев, отправленном в Константинополь в марте 1341 г. с целью примирить Иоанна V Палеолога и Иоанна Кантакузина и положить таким образом конец гражданской войне, безжалостно раздиравшей ослабевшую империю.

Предсказав провал этого посольства, св. Савва ушел в затвор в монастыре Хора [3]. Там он провел последние шесть лет жизни, слезно молясь о мире на земле и в Церкви, которую тогда сотрясали еретические учения Акиндина и патриарха Иоанна Калеки о природе Божественной благодати [4]. Несмотря на принуждение и визит императора Иоанна VI Кантакузина, желавшего возвести его в сан патриарха или, по крайней мере, сделать епископом, святой оставался непреклонным, желая сохранить до конца жизни святое безмолвие и сладость тайной беседы с Богом.

Прп. Савва почил в мире в 1350 г., чтобы окончательно соединиться с Возлюбленным Господом. Именно по его совету император Иоанн VI и его супруга решили, по прошествии некоторого времени, принять монашество.

[1]: Имя этого замечательного представителя афонского исихазма отсутствует в синаксарях; он не имеет литургического поминовения, кроме как в рукописи № 4 (XIX в.) афонского скита Святой Анны, в которой его память указана под 4 октября. Св. Савва известен нам лишь по «Житию», составленному его учеником, свт. Филофеем Коккином, патриархом Константинопольским. Спустя некоторое время после обретения мощей неизвестного святого, названного Евдокимом, одному монаху из Ватопеда было видение, в котором святой поведал, что его истинное имя - Савва. Монастырская традиция продолжает отождествлять св. Евдокима с жившим в XIV в. св. Саввой. Однако по этому поводу были высказаны сомнения, поскольку, согласно «Житию», св. Савва умер в Константинополе. Так как Церковь не вынесла своего суждения по этому поводу, мы помешаем здесь житие прп. Саввы после жития св. Евдокима.
[2]: Многие святые отцы считали этот путь нежелательным из соображений осторожности.
[3]: Совр. Кахрис-Джами.
[4]: См. статью о свт. Григории Паламе [14 н.].

  • Память преподобного Саввы Ватопедского, безмолвника" // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. I. - С. 520-527.

Ответить