Вероятно, следующая фраза относится к первому портрету:
Въ Настоятельскихъ покояхъ Новоспасскаго монастыря сохраняется портретъ Преосвящ. Павла Пономарева (Лѣтопись Намѣстниковъ и т. д. стр. 9).
- Чтения в Императорском Обществѣ Истории и Древностей Российских при Московском Университетѣ: 1874, Т. 1, С. 58:
Второй портрет - это литография конца 1830-х М.А. Кашенцева (? - 1838) с оригинала П.Ф. Рыбникова (1809) подправленного Кс.-Я. Каниевским (1836):
| Павел (Пономарев), архиепископ Ростовский и Ярославский. Портрет конца 1830-х. Литография : М.А. Кашенцев (? - 1838) с оригинала П.Ф. Рыбникова и Кс.-Я. Каниевского 1809 и 1836 гг. |
| Павел (Пономарев), архиепископ Ростовский и Ярославский. Портрет 1836 г. работы К. Я. Каниевского по оригиналу П. Ф. Рыбникова 1809 г. Холст, масло. |
Кисти Алькина [Алькинъ-Спартанскій. См. Собко Н.П., Словарь русских художников, ваятелей, живописцев ... , 1893, Том 1. Выпуск 1.А, стб. 135, http://books.google.com/books?id=Meb6AgAAQBAJ&pg=PA135] ошибочно приписывался и портрет архиепископа Ростовского и Ярославского Павла (Пономарева) 1810 года. Как указано Д. А. Ровинским, он был исправлен академиком К.-Я. Каниевским в 1836 году [14] [Ровинский Д. А. Т. IV. СПб., 1889. Ст. 256.]. На основании изучения протоколов заседаний Российской академии оказалось возможным установить подлинное имя автора портрета – Петр Федорович Рыбников [15] [О нем см.: Кондаков С. Н. Императорская Санкт-Петербургская Академия Художеств. 1764–1914. Пг., 1914. Ч. 2. Список русских художников. С. 171: Петров П. Н. Сборник материалов для истории Императорской Академии художеств за сто лет ее существования. СПб., 1864. Т. 1. С. 580.]. Выписка из протокола собрания Академии от 15 января 1810 года гласит: «…живописцу Рыбникову, за написанный им портрет бывшего Академии Члена Преосвященного Павла Архиепископа Ярославского тридцать рублей» [16.] [ПФА РАН, ф. 8, оп. 1, ед. 15, л. 12 об.].
- Кочнева Е. В., Портретная галерея Российской Академии в собрании Литературного Музея ИРЛИ РАН (по материалам выставки «слава академии Российской», посвященной 225-летию учреждения Российской академии) // Российская Академия (1783-1841): язык и литература в России на рубеже ХVШ-ХIХ веков, СПб., 2009, С. 189:
О портретах см. ниже
- Альбом "Российская академия: коллекция портретов (1783-1841)" // Электронные коллекции на портале РАН, с. 58, 92:
Т.е., третий портрет был оригиналом для второго и написан уже после смерти архиепископа.
|