Сщмч. Власий, еп. Севастийский (ок. 316)
Память: 11 февраля
Одно из древних преданий, бережно сохраненное в памяти людской, о жизни и подвигах во имя христианской веры святителя и великомученика Власия, епископа Севастийского, повествует, что этот святой всю жизнь свою прожил кротко и праведно, богоугодно и беспорочно.
Во времена императора Диоклетиана, который царствовал с 284 по 305 годы от Рождества Христова и прославился в веках своими жестокими гонениями на первохристиан, в городе Севастии благочестивые и гонимые христиане возжелали, чтобы Власий был поставлен у них епископом. Город этот находился в Каппадокии, это область в восточной половине Малой Азии.
Нам трудно сейчас представить все обстоятельства тогдашней жизни христиан. Церковь была прежде всего духовным объединением верующих. Люди, входившие в первые христианские общины, собирались для молитвы в домах и пещерах, соблюдая при этом строгую тайну. Тогда еще не были построены величественные храмы, украсившие собой христианский мир многие века спустя.
Немногие христиане тогда рисковали жить в городе, на глазах у властей. Многие бежали от страха преждевременной мучительной смерти в горы и пустыни.
Некоторые городские жители, которые не хотели расставаться со своим с имуществом и ремеслом, не выдерживали преследований и мучительных пыток, и обращались в язычество, в надежде вернуться к вере при более благоприятных обстоятельствах.
Но добрые времена для христиан наступили не скоро. Новый император Ликиний (307-324), при котором и пострадал Власий Севастийский, был не менее жесток и непримирим во всем, что касалось христианской веры.
Святой Власий скрывался от рук мучителей, что делали тогда и многие другие святые, не выдавая себя на мучения без особенного Божьего соизволения. Как и многие другие христиане, он долгое время скрывался от гонителей веры в пещерах большой и лесистой горы Аргеос в северо-западной Каппадокии. В пещере Власий подвизался в безмолвии и постничестве, возсылая непрестанные молитвы Богу. Предание гласит, что к его пещере приходили дикие звери и он выходил к ним после молитвы, и возлагал на больных и раненых зверей руки, исцеляя их.
Однажды стражники и ловцы диких зверей, обнаружили пещеру, и велели Власию пойти с ними в город к правящему игемону, для неправого суда и расправы. По дороге в город святой Власий, с помощью молитвы и руковозложения, исцелил многих болящих. Особо отмечается, что он исцелял всех, о ком его просили, и не только людей, но и животных.
Видя кротость святого и слушая его учение, а также пораженные его чудотворениями, многие встречаемые на пути следования язычники обратились к истинной вере. Когда же святой Власий со стражей прибыл в Севастию, игемон Агриколай (история сохранила имя этого гонителя для назидания потомкам) велел бросить его в темницу. Потом состоялось судилище, первоначальной целью которого было обращение христианского священомученика в языческую веру, которую исповедовало в то время большинство жителей Каппадокии и всей Римской империи в целом.
Судилище обычно начиналось с дискуссий о многобожии и едином Боге. Потом власти переходили к посулам, обещали за отречение от веры и прекращение ее проповеди, чего они больше всего боялись, безбедную жизнь, возвращение отторгнутого имущества, иногда должность и заметное положение в обществе.
Святой Власий смело и уверенно вступил в спор с игемоном и не поддался ни на какие льстивые посулы. Дальше последовали обычные в таких случаях угрозы и устрашения. Когда же власти убедились в неколебимости святого Власия в исповедуемой им вере, то они отдали приказание приступить к изощренным истязаниям и пыткам. После чего опять бросили его в темницу.
Вскоре состоялось и второе судилище, сопровождавшееся избиениями. Видя упорство святого и поражаясь его стойкости, нечестивый мучитель обратился к Власию с предложением сохранить ему жизнь в обмен на принесение жертв языческим богам. На что святой отвечал: "Смерть, которой ты грозишь, дарует мне жизнь вечную".
После этих слов святого Власия его распяли обнаженным на дереве и долго били железными прутьями. Сняв с дерева, его опять бросили в темницу.
Много раз еще пытались мучители сломить волю святого Власия. Они бросали его в озеро, но он прошел, невредим, по воде, как посуху. Били его, не давали еды и питья, подолгу держали в темнице, но он оставался верен Христовым заповедям.
В конце концов он был подвергнут страшной смертной казни - усекновения головы мечом.
Священомученик Власий Севастийский пострадал и скончался около 316 года. Мощи его были перенесены на Запад во время крестовых походов, частицы их находятся во многих храмах Европы, в том числе и в Соборе Успения Богородицы в Лондоне (Сурожская епархия).