Александр Иванович Сагарда (1883 - 1950), профессор Санкт-Петербургской духовной академии
Родился 15 декабря 1883 года в городе Золотоноше Полтавской губернии в бедной и многодетной семье псаломщика.
За детскими годами «обычной чредой» потекли годы учения в Переяславском духовном училище и в Полтавской духовной семинарии, по окончании которой, состоял некоторое время учителем Золотоношской мужской прогимназии.
В 1909 году первым окончил Санкт-Петербургскую духовную академию с ученою степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом по кафедре общей церковной истории у проф. А. И. Бриллиантова. Его сочинение на степень кандидата о св. Клименте Александрийском получило высокую оценку профессора-рецензента и было удостоено высшей денежной премии, присуждаемой за лучшие кандидатские сочинения студентов.
Для дальнейшей научной работы он выбрал Историю Древней Церкви и древнехристианской литературы.
По окончании стипендиатского года, Совет Академии, заслушав предложение проф. А. И. Бриллиантова и проф. Н. Н. Глубоковского, избрал Александра Ивановича и. д. доцента на вновь открывшуюся вторую кафедру патрологии (на первой кафедре профессором был его родной брат Н. И. Сагарда. Так началась учено-педагогическая деятельность Александра Ивановича в родной ему Петербургской (а с 1914 г. «Петроградской») Академии.
Он проработал доцентом Академии около 8 лет. Это был период его особенно напряженной учено-преподавательской и журнально-публицистической деятельности.
За это время Александр Иванович прочитал курсы по истории александрийской церковной школы, по истории антиохийской церковной школы, специальный курс об иконоборческих спорах, специальный курс о христианских писателях — моралистах. На семинарах студенты под его руководством прорабатывали письма Иоанна Златоуста, Церковную Историю Феодорита Кипрского, сочинения Исаака Сирина, Амвросия Медиоланского, Августина Иппонского и Иоанна Дамаскина.
Одновременно с регулярной преподавательской работой, неустанно трудился над своим главным научным трудом — о св. Клименте Александрийском.
В 1913 году Александр Иванович представил в Совет Академии на соискание степени магистра богословия свой труд «Св. Климент Александрийский и его литературная деятельность», который был признан достойным опубликования.
Наряду со своей основной профессорской работой А. И. Сагарда сотрудничал в богословских и церковно-общественных изданиях и журналах. Его статьи, всегда серьезные и содержательные, появлялись в «Христианском Чтении», в «Церковном Вестнике», в «Церковных Ведомостях», в «Православно-Богословской энциклопедии» и в других повременных изданиях.
С 1918 года был библиотекарем Киевского университета, в 1920-1925 годах работал в Золотоношском "Удем-Окрземотделе" и "Окрфинотделе", в 1923-1925 годах преподавал историю на Золотоношских педагогических курсах. Ответственный секретарь Прилукского "Окрзема".
С 1930 года - референт Николаевского молочного завода, с 1934 года - начальник планово-производственного отдела "Николаевского трамвая".
С 1936 года - начальник планового отдела банно-прачечного комбината в Николаеве, с 1938 года - начальник планового отдела областного коммунального банка.
С 1941 года в эвакуации в Астрахани, затем в Батуми. С 1943 года руководил плановой группой ряда артелей.
В 1944-1946 годах - старший референт отдела рабочего снабжения Управления Черноморского пароходства в Одессе.
С 1 июля 1947 по 7 января 1948 года преподавал в Одесской духовной семинарии.
С 1 февраля 1948 года вновь вернулся к профессорской деятельности в родной ему Ленинградской Академии, одновременно состоя и преподавателем Ленинградской духовной семинарии.
Александр Иванович проработал здесь всего два года, но работал он с исключительной энергией. За это время он успел составить курс лекций по Свящ. Писанию Нового Завета (о Евангелиях), два курса по патрологии и приступил к переработке курса проф. В. В. Болотова по Истории Древней Церкви.
Но первый же год напряженной работы в академии резко ухудшил состояние здоровья. Силы его заметно падали.
Он вскоре простудился и под новый (1950) год слег в постель. Прикованный к кровати, Александр Иванович все же продолжал, несмотря на все запрещения, свою обычную работу по составлению и корректированию лекций, по приему зачетов и экзаменов от студентов и интересовался всеми мелочами академическо-семинарской жизни.
Скончался 9 мая 1950 года в 6 часов утра после продолжительной болезни. Отпевание возглавил митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) с многочисленным сонмом духовенства. Погребён на Больше-Охтинском кладбище г. Ленинграда.
Сочинения
Кроме его магистерской диссертации о св. Клименте Александрийском, так и не увидевшей света, заслуживают упоминания следующие его печатные работы:
- «Феодор Студит. Малое оглашение». Перевод с греческого.
- «Феодор Студит. Письма к разным лицам». Перевод с греческого.
- Обширная статья о св. Клименте Александрийском в Православно-Богословской энциклопедии.
- «Иоанн Дамаскин. Его жизнь, учение и литературная деятельность».
- «Иоанн Дамаскин. Источник знания». Перевод с греческого.
В «Христианском Чтении» были напечатаны такие статьи:
- Обширный отзыв о переводе проф. Гидуляновым книги: «Фр. Кс. Функ. История Христианской Церкви от времен апостольских до наших дней».
- «Климент Александрийский. Ипотипосы». Перевод с латинского.
- «Климент Александрийский. Избранные места из пророческих книг». Перевод с греческого.
- Отзыв о сочинении проф. А. Гарнака о Макарии Магнесийском.
- Отзыв о сочинении проф. А. Гарнака о Диодоре Тарском.
- «Проф. Бёркит. Лекции по истории христианства в Сирии». Перевод с английского.
- «Пресвитеры Климента Александрийского». Очерк из истории раннего христианства.
В «Церковных Ведомостях» помещены следующие статьи:
- «Миланский эдикт». Церковно-исторический очерк.
- «Учение церковных писателей о Filioque».
- Ряд очерков по вопросам церковной жизни на Западе Европы.
- Очерки о мученических актах Поликарпа Смирнского о мученических актах Варвары и каноне Андрея Критского.
- С литературной деятельности проф. Н. Н. Глубоковского.
- Очерк о Московской Духовной Академии.
Затем следует ряд библиографических заметок в «Церковном Вестнике» и «Церковных Ведомостях».
И, наконец, в «Журнале Московской Патриархии» за 1949 г. была напечатана актовая речь проф. А. И. Сагарды на тему: «Место устной традиции в истории развития древнецерковной мысли».
Последнее сочинение Александра Ивановича было поистине его «лебединой песней». В нем он дал не только глубокое обоснование и блестящую защиту устного предания как одного из источников христианской веры, в чистоте хранимого Русской Православной Церковью. В своей последней речи А. И. Сагарда высказал и свое личное исповедание веры как православный богослов, для которого бескорыстное и благоговейное служение научной истине оправдывалось тем, что объективная научная истина есть излучение вечной Истины Христовой. Научному служению ей он отдал лучшие годы своей жизни, а страстным напряжением в работе, особенно в последнее время, доказал, что свою жизнь он подчинял основному правилу христианской этики — самоотвержению. Отдаваясь православной богословской науке, Александр Иванович всегда имел примером своих академических профессоров, истинных и скромных подвижников науки. Естественно, что и сам Александр Иванович был среди преподавательской корпорации восстановленной Академии самым сведущим и верным хранителем академических преданий, которыми он всегда делился с величайшей готовностью.
Использованные материалы
- Владимир Сорокин, прот., "Исповедник", церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова), СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 667.
- Макаровский А., доцент. [Некролог] (+ Профессор Александр Иванович Сагарда), Журнал Московской Патриархии, 1950, № 6, с. 8-11: