Мч. Иулиан Тарсийский |
Происходил из Аназарва (Киликия, Малая Азия). Он был сыном сенатора-язычника, а его мать, Асклипиодора, исповедовала Христианство. Овдовев, Асклипиодора с сыном переехала в Тарс, поэтому свт. Иоанн Златоуст называет Иулиана «согражданином» апостола Павла. В Тарсе она крестила сына и воспитала в христианском благочестии.
Когда святому исполнилось 18 лет, император Диоклетиан (284 - 305) начал гонение на христиан. В числе других был схвачен и святой Иулиан. Его привели к правителю Маркиану на суд, где долго уговаривали отречься от Христа. Ни истязания, ни угрозы, ни обещания даров и почестей не могли склонить благочестивого юношу к принесению языческих жертв и отречению от Христа. Святой исповедник оставался непоколебимым в твердой вере. Целый год мученика водили по городам Киликийской области, в каждом из них подвергая допросам и жестоким истязаниям, после чего бросили в темницу. «Мучители употребляли в действие огонь, железо, пытки; употребляли истязания, мучения, бичевания; совершенно истерзали ребра его» [1]. Мать святого Иулиана следовала за сыном и молилась, чтобы Господь еще более укрепил его в вере и подвиге. В городе Эгее под предлогом убедить сына принести жертву идолам, она просила правителя разрешить ей посещать темницу. Три дня она провела в темнице со святым Иулианом, умоляя его быть твердым до конца.
Святой Иулиан вновь предстал перед правителем. Думая, что мать убедила сына повиноваться императорскому указу, правитель стал хвалить ее благоразумие. Неожиданно святая Асклипиодора смело исповедала себя христианкой. Святой мученик Иулиан все так же бесстрашно и мужественно обличал языческое многобожие. Тогда правитель приказал отрубить матери святого Иулиана ступни ног за то, что она сопровождала сына из Тарса. Святая мученица скончалась от нанесенных ран. Мученика Иулиана зашили в мешок, наполненный песком и ядовитыми гадами, и бросили в море. Мученическая кончина его последовала около 305 года.
Тело страдальца было вынесено волнами на берег и с честью было погребено одной благочестивой александрийской христианкой. Согласно Императорскому Минологию, вдова обрела мощи на побережье в месте, называемом Вафей, недалеко от Антиохии. Впоследствии мощи святого мученика перенесли в город Антиохию, где построили храм во имя этого мученика. Свт. Иоанн Златоуст свидетельствовал, что от мощей происходили исцеления бесноватых.
Святитель Иоанн Златоуст почтил память святого мученика Иулиана похвальным словом [2]. Сохранились Мученичество [3] и фрагмент др. Мученичества [4], которое исследователи считают древнейшим, и сокращенные Жития [5], в т. ч. в Императорском Минологии 1034-1041 гг. [6].
В каноне, составленном прп. Феофаном Начертанным, Иулиан назван великомучеником [7].
Севир, патриарх Антиохийский (512-518), написал в честь мч. Иулиана гомилию на сирийском языке. Почитание этого мученика получило широкое распространение в Италии (особенно в Аримине, ныне Римини), Сев. Африке, Испании и Галлии, в чем сыграла определенную роль путаница с одноименными местными святыми.
В честь мч. Иулиана установлено две даты празднования - 16 марта [8] и 21 июня. Под 21 июня в Минологии Василия II вместо Жития Иулиана помещен рассказ об Иулиане из Антинои, основавшем монастырь и обратившем в христианство Келсия, сына правителя Маркиана. В Синаксаре Константинопольской церкви под этой датой приведены оба текста - об Иулиане из Киликии и об Иулиане из Антинои. Видимо, Житие Иулиана послужило одним из источников Жития Иулиана египтянина: оба в 18 лет начали свой христианский подвиг (первый - исповедание Христа, а второй - девственный брак) и оба претерпели муки от правителя Маркиана.
В Иеронимовом Мартирологе память мч. Иулиана отмечена под 14 февраля и 22 июня; в сир. Мартирологе Раббана Слибы - под 1 октября. В некоторых византийских рукописях Житие мч. Иулиана помещено под 18 марта или под 24 июня. В пространной редакции древнерусского Пролога, составленной в 3-й четверти XII в., 5 февраля именем Иулиана ошибочно надписано Житие Иулиана, мч. Эмесского.
Литература
- BHG, N 965-967е;
- ActaSS. Mart. T. 2. P. 415-418, 421-424;
- Ioannes Chrysostomus. Ad homiliam in sanctum Julianum martyrem // PG. 50. Col. 665-676 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Похвала св. мч. Юлиану // Творения: В 12 т. СПб., 1896. М., 1994р. Т. 2. Кн. 2. С. 713-723);
- PG. 117. Col. 353, 505;
- Gheyn I., van den. Un fragment des Actes de S. Julien d'Anazarbe // AnBoll. 1896. T. 15. P. 73-76;
- SynCP. Col. 541-542, 545, 762;
- Latyšev. Menol. T. 2. P. 83-87;
- Les homiliae cathedrales de Sévère d'Antioche: Trad. syriaque de Jacques d'Édesse // PO. 1919. T. 12. Fasc. 1. P. 112-132;
- MartHieron. Comment. P. 94, 101, 330;
- MartRom. Comment. P. 99-100;
- ЖСв. Июнь. С. 478-480;
- Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 5. Σ. 255-256.
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 35, 76, 187; Т. 3. С. 228-229;
- Delehaye. Origines. P. 62, 93, 121, 153, 166, 186, 189, 194, 200, 208, 241, 343;
- Sauget J.-M. Giuliano di Anazarbo // BiblSS. Vol. 6. Col. 1189-1190;
- ᾿Ιουλιανός (10) // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 947-948;
- Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 220;
- Aubert R. Julien (11) // DHGE. T. 28. Col. 498-499.
Использованные материалы
- Э. П. А. "Иулиан" // Православная энциклопедия, т. 28, с. 511-512
- Житие на сайте Православие.RU
[1] Ioannes Chrysostomus. Ad homiliam in sanctum Julianum martyrem // PG. 50. Col. 670 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Похвала св. мч. Юлиану // Творения. Т. 2. Кн. 2. С. 718)
[2] Собр. соч., том II, часть 2. "Похвала святому мученику Юлиану" - http://fedoseenko.com/books/ioannzlatoust/zlatoust12t/Z02/t02_2/27.htm
[3] BHG, N 966
[4] BHG, N 965
[5] BHG, N 967d, 967e
[6] Latyšev. Menol. T. 2. P. 83-87
[7] Ταμεῖον. Σ. 223. N 683
[8] Минологий Василия II (PG. 117. Col. 353), Типикон Великой ц. (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 248), Синаксарь К-польской ц. (SynCP. Col. 541-542) и др. греч. календари, Римский Мартиролог