Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КОНСТАНТИН КАХИ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Вмч. Константин Кахи, кн. Грузинский. Грузинская икона
Вмч. Константин Кахи, кн. Грузинский. Грузинская икона
Константин Кахи (Каха, Кахай) Картлийский (груз. კოსტანტი კახი (კახაჲ); 768 - 853), князь Кахетинский, один из предводителей антиарабского восстания 853 года, великомученик

Память 10 ноября.

Прозвище Кахи (Каха) указывает на то, что Константин принадлежал кахетинскому княжескому роду. Он был "весьма знатен и велик во всей стране Картли, обладал большим достоянием и великим богатством мира сего" [1], а также владел обширными землями в Зена-Сопели (букв.- "Верхняя Страна"; имеется в виду Шида-Картли; в арм. источнике он упомянут как "Кахай из Верхней Страны" (арм. Կաղա՝ ժըրիճ աջղարե)). Агиограф называет его "предводителем и знатнейшим (вельможей) всей страны Картли" [2]. В его владения  входили окрестности региона Атени. Константин являлся вассалом кларджетской ветви рода Багратиони; по мнению З. Алексидзе и Г. Абрамишвили, он мог быть женат на представительнице этого дома Гуарамавр (+ 837, похоронена в Атени Сиони) [3].

Константин помогал нуждающимся, описывается его паломничество во Св. землю: "...когда он прибыл в Иерусалим, помолился по святым местам и пожертвовал большие дары церквям и нищим, а потом вышел из Иерусалима и обошел каждый монастырь пустыни и поселенцев Иордании... а когда вернулся в свою страну, каждый год посылал одного служащего с 300 тысячами серебром для раздачи иерусалимским неимущим, часть для [отшельников] пустыни" [4].

Святой Константин по своему христианскому смирению считал себя великим грешником и часто говорил: "Не чаю иного прощения грехов, кроме как через пролитие крови моей за Пролившего Свою Невинную Кровь Спасителя нашего!"  

Деятельность князя Константина пришлась на период арабского владычества в Грузии. В конце VIII - первой половине IX века народы Закавказья непрерывно восставали против Арабского халифата, выступления жестоко подавлялись арабскими властями. В 852 году халиф Джафар аль-Мутаваккиль (847-861) снарядил карательную экспедицию под начальством Буги аль-Кабира для подавления восстания в Армении и приведения к покорности албанских и грузинских властителей. Воинам было приказано взять в плен всех князей и отправить в Багдад; конницу и простолюдинов, способных "опоясаться мечом или владеющих оружием", истребить, а тех, кто приняли ислам, отослать к халифу [5].

В 853 году Буга аль-Кабир, подавив восстание в Армении, вторгся в Грузию. По словам агиографа, "началось гонение великое на христиан во всей стране Картли, и были войны великие, и погибло в них множество христиан, которые подвизались в вере Христовой" [2]. Тбилисский эмир Исхак ибн Исмаил ибн Шуаб (в груз. источниках - Сахак) (830-853) вышел из повиновения арабскому халифу, его поддержали грузинские властители и вельможи: младший сын царя св. Ашота I Великого Гварам (Гуарам) Мампали (+ 882), возглавлявший антиарабский настрой в доме Багратиони; кахетинский князь Самоел (839-861); западногрузинский (абхазский) царь Деметре II (825-861); князь Константин Кахетинский и другие. Грузинская сторона пыталась создать широкую антиарабскую коалицию с участием византийцев, хазар и восточных славян (в арабских источниках - сакалибы), августа Феодора призывала грузин в письме "блистать мечами... дабы заслужить благоволение наше и получить от Христа обещанную славу для творящих добро" [6]. Однако Византийская империя и Хазарский каганат воздержались от активных военных действий.

5 августа, в субботу, в короникон 73 (853 год) Буга аль-Кабир сжег Тбилиси и казнил эмира Сахака. Тогда антиарабское восстание возглавил царь Деметре II. Решающее сражение произошло близ Кверцхоби (селение на левом берегу р. Чератхеви, территория совр. муниципалитета Хашури); грузинские силы потерпели поражение, "погибло их множество" [7]. Как указано в надписи в Атени Сиони, "и того же месяца августа 26-го, в день субботний же, Зирак [араб. военачальник - ред.] захватил в плен Каху и сына его Тархуджи" [8].

85-летний князь Константин отказался принять ислам, его отправили ко двору халифа в вавилонский г. Самарру (на территории совр. Ирака). Халифу Джафару было известно, какой значимой фигурой для соотечественников был Константин Кахетинский. Он встретил его с почестями и стал уговаривать сменить веру. Отважный и укрепленный благодатью Господней князь отвечал: "Не меч твой страшен мне, а боюсь Того, Который в силах истребить душу и тело и имеет власть воскрешать и умерщвлять, ибо Он есть Истинный Бог, Могущественный Владыка и Правитель Мира, Отец во веки веков!" После очередного решительного отказа князя халиф приказал отрубить ему голову. Преклонив колени, святой мученик творил последнюю молитву, когда ему отрубили голову. Тело мученика с целью устрашения христиан повесили на высоком столбе, а через некоторое время похоронили. Через несколько лет грузины перевезли святые мощи на родину и похоронили с почестями.

Князя Константина стали почитать как мученика уже на рубеже IX и X веков.

В гимнографическом сборнике Иадгари Микаела Модрекили [9] сохранилась служба св. Константину Кахи. Некоторые исследователи считают Модрекили ее автором, однако она могла быть составлена и до X века, поскольку гимнограф включал в сборник не только свои сочинения, но и более ранние гимнографические произведения, как переводные, так и оригинальные. Служба помещена под 22 ноября, содержит стихиры на "Господи, воззвах" и канон, состоящий из 8 песен (без 2-й), с ирмосами [10].

Источники

Сочинение "Жизнь и мученичество святого мученика Костанти Грузина, который был замучен цaрем Вавилона Джафаром" было составлено анонимным автором ок. 853-856 годов. Произведение сохранилось в поздних рукописях [11]. Оно упоминается в сочинении грузинского историка XVIII века царевича Вахушти Багратиони "История царства Грузинского": "И этот Буга (араб. полководец Буга ал-Кабир ат-Тюрки, в груз. источниках Буга-Тюрк. - ред.) пленил Костанти Грузина и отправил в Багдад... и был замучен [К. К.] за Христа в год 850, как сказано в Метафрасте (в данном контексте - сборник или отдельное Мученичество - ред.)" [12].

Автор кименной версии - грузин, живший в Константинополе. Он мог быть либо монахом, подвизавшимся в константинопольском монастыре, либо духовным лицом, служившим при императорском дворе. То, что в заглавии произведения мученик назван "Картвели", говорит о том, что сочинение было написано за пределами Грузии (как, напр., Жития прп. Илариона Грузина, Прохора Грузина и др.). Автор, определяя хронологические рамки подвига св. Константина, упоминает царствование византийской августы св. Феодоры, супруги визант. имп. Феофила, правившей вместо своего малолетнего сына, визант. имп. Михаила III, и отмечает заслуги августы в победе над иконоборчеством, но при этом не указывает никаких грузинских реалий. События, происходившие в Грузии, автор описывает схематично, как современник, а не как очевидец. Письмо св. Феодоры семье князя Константина, которое помещено в конце Мученичества, также свидетельствует о близости автора ко двору. Аноним четко выражает свою политическую позицию: устоять против арабского нашествий Грузия сможет лишь при условии прочного политического союза с единоверной Византией. Вместе с этим автор проводит мысль о том, что по крепости и чистоте своей веры грузины не уступают византийцам и что грузинские мученики являются "утешением" не только Грузинской, но и Вселенской Церкви.

Во второй половине XVIII века на основе кименной редакции Мученичества груз. церковный писатель католикос-патриарх Восточной Грузии Антоний I (Багратиони) составил метафрастическую (расширенную) версию: "Восхваление и повествование подвига и страданий святого великомученика мтавара Костантина" и внес ее в свой сборник "Мартирика" [13].

В поздних рукописях сохранились два кратких, стилистически разных синаксарных текста, основанных на кименной редакции Мученичества Константина Кахи [14].

Сведения о Константине Кахи дошли также в сочинении армянского историка X века Фомы Арцруни "История дома Арцруни": здесь подробно описываются походы Буги аль-Кабира в Закавказье и кончина князя Константина, которого историк называет "трижды блаженным" и "святым" [15]. Однако в Армянской Апостольской Церкви нет традиции почитания князя Константина.

Литература

  • Именная ред.:
    • Жизнь и мученичество святого мученика Костанти Грузина, который был замучен цaрем Вавилона Джафаром // Сабинин М. Рай Грузии. СПб., 1882. Т. 1. С. 363-370 (на груз. яз.)
    • Peeters P. Passio S. Costantini Hiberi // Acta SS. Nov. 1925. T. 4. P. 554-563 (на груз. и лат. яз.)
    • Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 73-80 (на груз. яз.)
    • ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 164-172 (на груз. яз.)
    • Житие и мученичество святого мученика Костанти Грузина, к-рый был замучен царем вавилонян Джафаром / Пер. с древнегруз. яз.: Н. Вачнадзе, К. Куция. Тбилиси, 1978 (на груз. и рус. яз.)
    • The Life and Passion of Kostanti-Kaxay / Ed.: M. Abashidze, S. H. Rapp // Le Muséon. Louvain-la-Neuve, 2004. Т. 117. N 1/2. P. 137-174 (на груз. и англ. яз.)
  • Метафрастическая ред.:
    • Антоний I (Багратиони). Восхваление и повествование подвига и страданий св. вмч. мтавара Костантина // ПДГАЛ. 1980. Т. 6. С. 265-281 (на груз. яз.).
  • Иоанн Драсханакертели. История Армении / Древнеарм. текст и груз. пер.: Е. Цагареишвили. Тбилиси, 1965 (на груз. яз.)
  • Ингороква П. Древнегруз. поэзия V-X вв. // Он же. Соч. Тбилиси, 1965. Т. 3. Ч. 2: Древнегруз. поэзия V-X вв. (на груз. яз.)
  • Гвахария В. Гимны Микаела Модрекили, X в. Тбилиси, 1978. Т. 2 (на груз. яз.)
  • Цагареишвили Е. Грузия в арм. ист. источниках VII-X вв. Тбилиси, 2012 (на груз. яз.).
  • De S. Constantino Martyre in Babilonia: Comentarius, Praevins / Ed.: P. Peeters // Acta SS. Nov. T. 4. 1925. P. 541-554
  • Джавахишвили И. К вопросу о времени построения груз. храма Атени // ХВ. 1912. Т. 1. С. 277-285
  • То же // Он же. Собр. соч. Тбилиси, 1977. Т. 12. С. 330-346 (на груз. яз.)
  • он же. Древнегруз. ист. лит-ра // Там же. Т. 8. С. 86-90 (на груз. яз.)
  • Кекелидзе К. С. Мученичество и личность Константина Кахи // Он же. Этюды. 1956. Т. 1. С. 133-146
  • он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 520-522
  • Minorsky V. A History of Sharvan and Darband in the 10th-11th Cent. Cambridge, 1958
  • Апциаури Д. Пути развития идейной борьбы в древнейшей груз. прозе (V-XI вв.). М., 1989. С. 45-46, 177
  • Вачнадзе Н., Куция К. Политические аспекты эпистолы императрицы Феодоры // ВВ. 1998. Т. 55. С. 154-158.

Использованные материалы



[1]  Житие и мученичество. 1978. С. 68

[2]  ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 167; Житие и мученичество. 1978. С. 70

[3]  КГН. 1989. Т. 3. С. 39-40

[4]  ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 166

[5]  Иоанн Драсханакертели. 1965. С. 13

[6]  Minorsky. 1958. P. 110. n. 2; ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 172; Житие и мученичество. 1978. С. 79; Вачнадзе, Куция. 1998. С. 154-158

[7]  Матиане Картлисай (Летопись Картли) // КЦ. 1955. Т. 1. С. 256; То же // Картлис цховреба. 2008. С. 141

[8]  Джавахишвили. 1998. С. 335; КГН. 1989. Т. 3. С. 132

[9]  НЦРГ. S 425, 978-988 - Ингороква. Т. 3. Ч. 2. С. 128-129

[10]  Гвахария. 1978. Т. 2. С. 324-326; Ингороква. 1965. Т. 3. Ч. 2. С. 128-129

[11]  НЦРГ. A 130. Л. 81-85, 1713 г.; А 170. Л. 49-51, 1733 г.; Н 2077, Л. 49-51, 1736 г.; Н 1672. Л. 341-348, 1740 г.; А 176. Л. 72-77, 1743 г.; Н 2121. Л. 66-70, 1748 г.; S 3637. Л. 38-39, 1838 г.

[12]  КЦ. 1973. Т. 4. С. 130. Прим. 1

[13]  НЦРГ. Q 78. Л. 216-229 об., 1769 г.; S 1272, 1769 г.

[14]  1-й: НЦРГ. A 425, 1718 г., A 220, 1726 г.; 2-й: Кут. 111, XVIII в.- ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 418-419 (оба)

[15]  Цагареишвили. 2012. С. 145-163; Житие и мученичество. 1978. С. 15- 16

Редакция текста от: 26.03.2023 07:50:06

"КОНСТАНТИН КАХИ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google