Государственная дума Российской Федерации, палата парламента — Федерального Собрания РФ (согласно статье 95 действующей Конституции России).
Государственная дума была вновь образована в 1993 г. В соответствии с Конституцией РФ, принятой в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г., является нижней законодательной палатой, которая вместе с верхней палатой — Советом Федерации — составляет Федеральное собрание. В отличие от дореволюционной Государственная дума избирается всеми правоспособными гражданами РФ, достигшими 18-летнего возраста, прямым и тайным голосованием. В соответствии с действующей Конституцией избирается на 4-летний срок, но на переходное время после принятия Конституции 1993 г. предусматривалось, что полномочия Думы 1-го созыва будут сохраняться в течение 2 лет.
В соответствии с Конституцией Государственная дума принимает федеральные конституционные законы и постановления. Некоторые из них подлежат затем обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Все законы вступают в силу после их подписания Президентом. Депутаты Думы создавали различные комитеты, вопросы правового статуса религиозных общин, а также взаимоотношений между государством и конфессиями, в т. ч. Русской Православной Церковью, были отнесены к ведению Комитета по делам общественных и религиозных организаций.
Выборы в Государственную думу 1-го созыва были проведены одновременно с голосованием по проекту конституции 12 декабря 1993 г. Ни одна из партий не получила абсолютного большинства голосов избирателей, но относительную победу одержала Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Председателем Государственной думы был избран И.П. Рыбкин, представлявший Аграрную партию. Председателем Комитета по делам общественных и религиозных организаций стал член Коммунистической партии РФ (КПРФ) В.И. Зоркальцев.
Выборы в Государственную думу 2-го созыва состоялись 17 декабря 1995 г. Относительную победу одержала КПРФ. Председателем Государственной думы избрали Г.Н. Селезнёва (КПРФ), Комитет по делам общественных и религиозных организаций вновь возглавил Зоркальцев.
Выборы в Государственную думу 3-го созыва проводились 19 декабря 1999 г. Относительную победу одержал Новый блок «Единство» получил наибольшее количество голосов. Председателем Думы снова был избран Селезнёв, а председателем Комитета по делам общественных и религиозных организаций — Зоркальцев. В 2002 г. в Думе была образована фракция «Единая Россия», включившая депутатов от «Единства», «Отечество — вся Россия» и «Регионов России». Это объединение привело к образованию устойчивого проправительственного большинства в Думе.
7 декабря 2003 г. состоялись выборы в Государственную думу 4-го созыва. Абсолютное большинство голосов досталось фракции «Единая Россия» во главе с министром внутренних дел Б.В. Грызловым. Председателем Думы был избран Грызлов, а Комитет по делам общественных и религиозных организаций возглавил депутат от «Единой России» С.А. Попов.
В октябре 1993 года накануне выборов в Государственную думу, Священный Синод Русской Православной Церкви запретил священнослужителям баллотироваться в депутаты Государственной думы и Совета Федерации. Не подчинившийся этому решению и проявивший явное неповиновение Священноначалию священник Глеб Якунин был лишен сана. В отличие от дореволюционной Государственной думы и съездов народных депутатов СССР и РСФСР в Государственной думе РФ не было и нет клириков Русской Православной Церкви. Среди депутатов кроме православных были мусульмане, иудеи, буддисты. В РФ в отличие от Российской империи религиозные объединения отделены от государства, поэтому законодательство несравненно в меньшей мере затрагивает конфессиональную тематику.
Важнейшим актом стал принятый 26 сентября 1997 г. Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», вызвавший острую дискуссию на стадии его разработки и после принятия. В 1994 г. для подготовки этого закона в Государственной думе был создан экспертный совет по взаимодействию с религиозными организациями, в который вошли представители основных религий РФ, ученые-религиеведы и богословы, депутаты Думы и Совета Федерации. Совет под руководством проф. В. А. Алексеева существовал до 1997 г.
Статус Русской Православной Церкви затрагивал и ряд других законов РФ, принятие которых проходило через Государственную думу. В 1995 г. в Государственной думе пересматривался Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. В него были внесены изменения, утвержденные Советом Федерации и подписанные Президентом Б.Н. Ельциным. В редакции от 12 июля 1995 г. Федеральный закон «Об образовании» предусматривал возможность получения религиозного образования в следующих формах: обучение в образовательной, в т. ч. православной, организации, семейное образование, самообразование и экстернат. Православные образовательные учреждения в соответствии с п. 4 ст. 12 Закона «Об образовании», могли быть следующих типов: дошкольные (православные ясли и детские сады), общеобразовательные (церковноприходские школы, православные гимназии, лицеи и т. п.), дополнительного образования (воскресные школы, православные учебные центры, православные центры по внешкольной работе с детьми и подростками и т. п.), для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Гражданский кодекс, принятый 26 января 1996 г., рассматривает религиозные организации, наравне с общественными как некоммерческие структуры, имеющие право осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы. При этом члены общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям имущество и не отвечают по их обязательствам, в свою очередь и эти организации не отвечают по обязательствам своих членов [1]. Отдельные положения, затрагивавшие правовой статус религиозных объединений и личные права верующих, содержались в прошедших через Государственную думу Федеральных законах «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г., «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г., в «Уголовном кодексе» от 13 июня 1996 г. и др. В Законе от 15 июня 2002 г. «О противодействии террористической деятельности» содержатся статьи о пресечении деятельности экстремистских религиозных групп и организаций.
При Государственной думе регулярно проводились общественные чтения. 5 апреля 2001 г. они были посвящены обсуждению «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». С докладами выступили председатель ОВЦС Смоленский митрополит Кирилл (Гундяев), депутат В.В. Гальченко. Во время состоявшейся затем дискуссии положения «Основ социальной концепции...» получили поддержку и высокую оценку со стороны представителей Русской Православной Церкви и других религиозных общин, а также некоторых депутатов.
В 1994 г. делегация Государственной думы вошла в состав Межпарламентской ассамблеи Православия, объединяющей представителей из 29 стран мира. Президентами ассамблеи с 1994 г. были депутаты из России: до 2003 г.— Зоркальцев, с 2004 г. — Попов.
См. также
Литература
- Гос. Дума: Стеногр. заседаний. М., 1994.
- 5-я Российская Государственная Дума. М., 1994;
- Гос. Дума Федерального Собрания РФ 2-го созыва. М., 1996;
- Закон о свободе совести 1997 г.: Междунар. нормы и рос. традиции. М., 1998;
- РПЦ и право. М., 1999;
- Васецкий Н. А., Краснов Ю. К. Гос. Дума Федерального Собрания РФ 2-го созыва: Состав и структура. Правовой статус. Основные результаты деятельности. М., 1999;
- Обществ. общерос. чтения Основ социальной концепции РПЦ. М., 2001;
Источники
- Официальный сайт Госдумы РФ
- http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=38118&p_comment=belief
[1] Гражданский кодекс РФ. М., 1996. С. 486–487