III Государственная дума (ноябрь 1907 - июнь 1912)
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
Выборы в новую Думу проходили в сентябре–октябре 1907 г. Реформа избирательного законодательства, а также перемены в настроениях общества привели к значительному изменению депутатского состава. Победу одержал «Союз 17 октября» (октябристы), занявший в Думе ключевое центристское положение: блокируясь либо с правыми, либо с кадетами, октябристы могли обеспечить принятие любого законопроекта. В III Государственной думе было 44 священнослужителя. В число депутатов вновь был избран епископ Евлогий (Георгиевский), а также Могилёвский епископ сщмч. Митрофан (Краснопольский). Значительное большинство священнослужителей вошли в правую и умеренно правую фракции. Мусульманскую группу составили 8 депутатов.
Открытие Думы состоялось 1 ноября 1907 г. Председателем избрали октябриста Н.А. Хомякова, сына А.С. Хомякова. В 1910 г. его сменил лидер октябристов А.И. Гучков, старообрядец по вероисповеданию, а в 1911 г. — октябрист М.В. Родзянко. Среди 8 постоянных думских комиссий были комиссии по вероисповедным вопросам (председатель — октябрист П.В. Каменский) и по делам правосл. Церкви (председатель — октябрист В.Н. Львов), позже Комиссия по старообрядческим вопросам (председатель — кадет В.А. Караулов).
III Государственная дума была готова к конструктивному сотрудничеству с правительством, которое возглавлял Столыпин, а после его убийства в 1911 г. — В.Н. Коковцов.
Отношения между Государственной думой и Святейшим Синодом постепенно становились конфликтными, большинство депутатов критически относились к Синоду, что отражалось на обсуждении его финансовой сметы. В частности, депутаты отказывались повышать ассигнования на церковноприходские школы. В результате долгих обсуждений законопроекта «О введении всеобщего начального обучения» Дума в 1911 г. приняла его в редакции, утверждавшей передачу церковноприходских школ в ведение Министерства народного просвещения.
Все 7 законопроектов, связанных с правовым статусом православной Церкви и других религиозных общин, вынесенных на рассмотрение II Государственной думы, перешли 5 ноября 1907 г. в III Думу. Позже правительство представило новые законопроекты, в частности «Об издании правил относительно секты мариавитов». Особая важность придавалась проекту закона «О старообрядческих и сектантских общинах». Работа над законопроектами по религиозной тематике предварительно велась в соответствующих думских комиссиях. Первым на пленарное заседание Думы был вынесен проект закона «Об изменении постановлений закона, ограничивающего права духовных лиц православного исповедания, добровольно снявших с себя духовный сан или звание и лишенных духовного сана или звания судом». Доклад по нему был сделан Львовым 5 мая 1909 г. и вызвал возражения со стороны правых депутатов, которые находили, что законопроект в редакции комиссии решительно разошелся с его первоначальной правительственной формулировкой. Но большинством голосов он был принят Государственной думой в редакции комиссии.
В мае 1909 г. на пленарном заседании Думы началось обсуждение законопроекта «О старообрядческих и сектантских общинах», разделенного на 2 части: «О старообрядческих общинах» и «Об упорядочении правового положения старообрядцев». 12 мая с докладом выступил Караулов. Он обозначил те нововведения, которые были внесены в законопроект Комиссией по старообрядческим вопросам:
- признание за старообрядцами права не только на исповедание, но и на проповедь веры;
- уменьшение числа лиц, имеющих право ходатайствовать о создании общины, с 50 до 12;
- замена разрешительного порядка регистрации старообрядческих общин на явочный;
- замена утверждения избранных старообрядческих духовных лиц и старост на их регистрацию в губернских правлениях;
- введение официального обозначения старообрядческих духовных лиц «священнослужителями по старообрядчеству»;
- предоставление беспоповским общинам, которые не желают вести метрические записи, права передавать их ведение городовым управам и волостным правлениям.
Особенно резкую полемику вызвали положения о предоставлении старообрядцам права проповеди, а также об официальной формулировке «священнослужитель по старообрядчеству». Против законопроекта в редакции комиссии возражали правые и националисты, а также часть октябристов, в т.ч. Львов. От лица большинства православных священнослужителей была составлена декларация, в которой формулировку о свободной проповеди веры старообрядцами предлагалось исключить или изменить ее в смысле предоставления старообрядцам права проповедовать в своей среде. В поддержку права проповеди выступили священник Петр Исполатов от либерально настроенного православного духовенства, большинство октябристов (некоторые из них сами были старообрядцами), а также левые депутаты, в частности кадет П.Н. Милюков. 21 мая 1909 г. проект был принят большинством голосов в редакции комиссии. Разногласия по вопросу о статусе старообрядческих общин послужили одной из главных причин разрыва союза между националистами и октябристами в Государственной думе и выделения из октябристской фракции правого крыла, сохранившего тесные отношения с националистами. Это привело к распаду блока умеренно правых и центристов, на который опирался Столыпин.
22 мая 1909 г. с докладом по законопроекту «Об изменении законоположений, касающихся перехода из одного вероисповедания в другое» выступил депутат Каменский. Члены Комиссии по вероисповедным вопросам внесли в правительственную редакцию существенные поправки, расширявшие возможности свободного перехода из одной конфессии в другую, включая право на выход из православной Церкви. В то же время замечания к правительственному законопроекту со стороны Святейшего Синода были направлены на защиту правового статуса господствующей Церкви. Выступая в Государственной думе, правые и националисты поддерживали позицию Синода, левые — законопроект в редакции комиссии. Некоторые из правых депутатов предлагали допускать отпадение от Православия лишь для лиц, чьи ближайшие предки не принадлежали к православной Церкви, повысить возрастной ценз для переходящих из одной религии в другую (не моложе 21 года), ввести образовательный ценз. На заседании 22 мая Столыпин критиковал поправки со стороны правых и левых депутатов, настаивал на возвращении к правительственной редакции. Однако 1 июня усилиями думского большинства проект закона был принят в редакции комиссии с незначительными поправками. Столыпин был обеспокоен тем, что обсуждение законопроектов по религиозной тематике приводит к обострению взаимоотношений между фракциями, и решил снять с обсуждения в Думе законопроекты «Об отношении государства к отдельным вероисповеданиям» и «Об изменениях в области семейственных прав, вызываемых свободой совести».
13 мая 1911 г. на пленарном заседании Думы был рассмотрен законопроект «Об издании правил относительно секты мариавитов», предварительно изученный в Комиссии по вероисповедным вопросам. Проект не вызвал глубоких разногласий и был принят в тот же день. Мариавиты, отделившиеся от католической Церкви, признавались законно существующей сектой с правом беспрепятственного исповедания своего учения и совершения богослужений.
После принятия в Думе проекты законов поступали на обсуждение в Государственный совет. В этой палате позиции правых были сильнее, чем в Государственной думе. Государственный совет не утвердил, но и не отклонил законопроекты по религиозным вопросам в думской редакции, передав их в согласительные комиссии, состоявшие, как правило, из 7 представителей от каждой из 2 законодательных палат. Эти комиссии внесли в думские законопроекты поправки, направленные на то, чтобы сделать их более приемлемыми для Синода. В такой редакции они поступили на повторное рассмотрение в III Государственную думу. Новое обсуждение состоялось по законопроектам «Об издании правил относительно секты мариавитов» и «Об изменении постановлений закона, ограничивающего права духовных лиц православного исповедания, добровольно снявших с себя духовный сан или звание и лишенных духовного сана или звания судом». Несмотря на возражения крайних правых, второй был принят в редакции согласительной комиссии, но был отклонен императором, который усмотрел в нем посягательство на права и преимущества православной Церкви. Законом стал лишь проект «Об издании правил относительно секты мариавитов», подписанный Николаем II 11 марта 1912 г.
Депутаты от духовенства активно участвовали также в обсуждении др. законопроектов. Епископ Митрофан (Краснопольский) возглавил Комиссию о мерах борьбы с пьянством. Среди вопросов, связанных с национальной политикой правительства, особенно важным оказался проект о создании Холмской губернии, инициированный епископом Евлогием (Георгиевским). По этому вопросу было принято положительное решение, в 1912 г. из частей Люблинской и Седлецкой губерний была выделена новая губерния. Это вызвало негодование депутатов от Польского кола, назвавших данное событие «четвертым разделом Польши».
III Государственная дума действовала до истечения своих полномочий 9 июня 1912 г. Важнейшие законы, принятые ей, были связаны с землевладением. Большинство депутатов поддержали аграрные реформы Столыпина.
См. также
Использованные материалы
- Статья из XII тома «Православной энциклопедии», М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2006. С. 191-197